Что такое сумасшествие – о психиатрии и психоанализе – познай себя

Содержание

Популярный психоанализ. Истерия – Современный психоанализ

Что такое сумасшествие - о психиатрии и психоанализе - познай себя

Популярный психоанализ. Истерия

3.Фрейд

Она может похвастаться тем, что известна с самых древних времен. Она была настолько популярна во времена З. Фрейда, что привлекла внимание выдающегося ученого. Благодаря ей, З.

Фрейд разработал свой новый метод лечения – лечение словом. Сейчас ее имя устарело, психиатры предпочитают называть ее «соматоформным расстройством».

Но, пожалуй, сложно найти человека, у которого не возникли бы перед глазами яркие образы, как только он услышит слово – истерия.

Только ленивый в сердцах не бросал рыдающей или кричащей женщине обидное: «истеричка». Ну и конечно, всем и давно известно, что истеричкой быть негоже и порядочную женщину так не назовут. 

Кто захочет связываться с человеком, кто психически неустойчив, кто капризен и способен к противоречивым поступкам, легко возбудим, меняет мнение по отношению к окружающим молниеносно? А тем более с тем, кто в момент спора или ссоры будет ярко демонстрировать свое аффективное состояние, сопровождая его заламыванием рук, плачем, криком, а потом внезапным падением или потерей сознания?

А некоторые из припадков могут еще, и выглядеть как эпилептические. Истеричек не любят и не любили, название диагноза давно превратилось в ругательство без права на реабилитацию.

Мы забыли о важном, что не каждый эмоциональный человек является истериком, а плач- истерикой.

Истерия – это болезнь, не театр «великой притворщицы», как ее называли во времена Фрейда, а глубокий мир внутренних страданий человека.

За истерическим занавесом может скрываться маленький, пугливый ребенок, который пытается преодолеть трудности жизни, как только может в мире доминирующих и сильных других.

Замечу, что крайне старомодно приписывать истерический невроз только женщинам.

Со времен Древнего Египта и Древней Греции, где впервые описывается истерия, многое изменилось. Хотя истерия дословно переводится с древнегреческого, как «бешенство матки», истерический невроз встречается и мужчин, хотя в 2-5 раз реже, чем у женщин.

Так что такое истерический невроз? Истерический невроз (диссоциативные расстройства, конверсионные расстройства) — это психогенное, т.е. обусловленное психической травмой, функциональное заболевание, основным проявлением которого бывают крайне разнообразные соматические, неврологические и психические расстройства, возникающие по механизму самовнушения.

Истерий, дословно бешенством матки называли специфические расстройства самочувствия и поведения у женщин, причиной которых долгое время считалось блуждание матки по организму (откуда и название).

К проявлениям истерии относили демонстративные эмоциональные реакции (слёзы, смех, крики), судороги, параличи, потерю чувствительности, глухоту, слепоту, помрачения сознания, повышенную сексуальную активность и другое.

Что только не делали с истеричками в древности, какие только маски она не меняла. Она была пифией – кричащей в трансе предсказательницей воли богов в Древней Греции. 

В Средние века истерия ассоциировалась с одержимостью бесом, многих истеричек сжигали на кострах, называя ведьмами и обвиняя в занятиях магией. Она могла вызывать проказу, эпилепсию, безумие и смерть. Она могла также силой своего взгляда сначала кастрировать мужчину, а затем вернуть ему его мужественность, если он в дальнейшем войдет в милость. 

Что было делать с такой женщиной? Лучше держаться подальше , а на всякий случай отправить в костер

В ХVI веке это заболевание связывалось с патологией мозга. В ХIХ веке ее стали лечить, удаляя клитора или используя валерьянку, которая помогала сдерживать движения «блуждающей матки».

Значительный вклад в понимание истерии внес французский невропатолог Ж. Шарко.

Он не только исследовал различные проявления истерии, включая параличи и боли в области тазобедренного сустава, но и продемонстрировал искусство того, как посредством гипноза можно вызывать истерические симптомы (потеря чувствительности, дрожь, параличи), которые совпадают с симптомами спонтанной истерии.

Ему также удалось показать, что многие болезни, которым ранее приписывались неврологические причины, являются психическими по своей природе. Кроме того, Ж. Шарко продемонстрировал случаи мужской истерии, тем самым опровергнув представления об истерии как специфическом женском заболевании.

З.Фрейд был впечатлен работой Ж.Шарко и с интересом продолжил изучать истерию. Разочаровавшись в методе гипнотического воздействия на пациентов, Фрейд начинает работать с истерическими женщинами психоаналитическим методом, и это приносит свои плоды. 

По сути З. Фрейд был первым, кто попытался понять страдания истерических женщин, отдавая дань уважения тем, кого выгоняли в те времена из кабинетов врачей

Что сказал дедушка Фрейд? З. Фрейд, наблюдая истерию, сделал вывод, что многие травматические события вытесняются (забываются) из сознания. Вытесняются же те мысли и желания, которые считаются «неприемлемыми».

А что чаще всего «неприемлимо»? Сексуальное! Но вытесненное представление не пропадает совсем, а оставляет слабый след воспоминания. Переживания, связанные с этим воспоминанием вызывают возбуждение, которое способствует конверсии, т.е. телесным переживаниям.

Проще говоря, истерия преображает тело в переводчика психики.

Фрейд считал себя самого – и не без определенных на то оснований – в некоторой степени истерической личностью. Одной из его ранних публикаций была работа, посвященная истерии у мужчин.

Диагноз «истерия» был крайне популярен в медицине конца XIX — начала XX века. Что же случилось с истерией в 21 веке? Сегодня этот диагноз официально не используется ни в МКБ-10, согласно которому этот «термин употреблять нежелательно в виду его многозначности», ни в DSM-IV. Диагноз «истерия» распался на многочисленные более конкретные диагнозы, такие как:

Тревожная истерия Диссоциативные (конверсионные) расстройства 

Соматоформные расстройства

Истерическое расстройство личности

Кто такой истерик? 

Страдать от истерического расстройства может любой, чьи черты характера страдают от инфантилизма, кто не способен демонстрировать самостоятельность суждений, эгоцентричный, эмоционально незрелый, легко возбудимый индивид с повышенной впечатлительностью

Патологические проявления при истерии крайне разнообразны. Могут наблюдаться припадки, соматические, вегетативные и неврологические расстройства. Как выглядит истеричка или истерик?

Такой человек внушаем, подвержен влиянию других людей, театрален в своих проявлениях. Ярко, часто преувеличено выражает собственные эмоции. Любит быть в центре внимания, стремиться к признанию со стороны окружающих. Эмоции такого человека быстро меняются, а часто и не очень глубоки. Взаимодействует с другими людьми, показывая неадекватную обольстительность или даже провокационное поведение. Много говорит, возбуждаясь от собственных слов, но речь скорее похожа на полотна импрессионистов, где при ближайшем рассмотрении обнаруживаются лишь грубые мазки, нанесенные на холст мысли без внимания к деталям

Дополнительные черты могут включать эгоцентричность, потворство по отношению к себе, постоянное желание быть признанным, лёгкость обиды и постоянное манипулятивное поведение для удовлетворения своих потребностей.

Очень сложно перечислить все симптомы истерического расстройства, поэтому в наше время термин «истерия» ушел из лексикона психиатров.

Распространенные в прошлом веке истерические параличи, припадки и обмороки в наши дни сменились приступами головных болей, одышки и сердцебиения, потерей голоса, нарушением координации движений, болями, напоминающими таковые при радикулите.

Обычно у одного больного можно обнаружить несколько истерических симптомов одновременно.

Хотя истерию и считают многие специалисты болезнью прошлых столетий, в кабинете психоаналитиков пациентов, страдающих истерическим неврозом, не стало меньше, как и не стало меньше человеческой способности страдать. 

Психоанализ – это Фрейд

3.Фрейд

Фрейд не открывал бессознательное.

Читать далее

Человек – волк Сергей Панкеев

3.Фрейд

Известный пациент Фрейда

Читать далее

Как устроено Бессознательное

3.Фрейд

Игнорировать свое бессознательное бывает довольно опасно.

Читать далее

Популярный психоанализ. Истерия

3.Фрейд

Кто захочет связываться с человеком, который капризен и способен к противоречивым поступкам, легко возбудим и постоянно  меняет свое мнение? Цикл “Психиатрия повседневности”.

Читать далее

Оговорочки по Фрейду

3.Фрейд

Почему вещи бывают так коварны? Что такое “парапраксии”?

Читать далее

Источник: http://modern-psychoanalysis.ru/articles/isteriya

Психозы в психоанализе – Нервные болезни

Что такое сумасшествие - о психиатрии и психоанализе - познай себя

Психоз — форма психического расстройства, имеющая следующие признаки — нарушение тестирования реальности, неспособность к различению Я и объекта; постоянное использование примитивных защит при неиспользовании высших; возможное наличие бреда, галлюцинаций и явно причудливых форм мышления, поведения и чувствования.

Психозы принято разделять на две группы — органические и функциональные. Органические психозы являются вторичным расстройством по отношению к физическим (соматическим) заболеваниям, например, сифилиса головного мозга, опухолей, атеросклероза и др.

Функциональные психозы первично связаны с психосоциальными факторами, а также с биологической предрасположенностью к их проявлению.

Основные типы функциональных психозов составляют аффективные расстройства (маниакально-депрессивный психоз) и расстройства мышления (шизофрения и истинная паранойя).

С точки зрения Фрейда, лица, страдающие психотическими расстройствами личности, бессознательно фиксируются на ранних стадиях либидинозного развития, в частности, на оральной (нарциссической) фазе.

Такая фиксация приводит к формированию специфической регрессии, то есть к тому, что следует рассматривать как важнейший признак развития психоза — к изменению отношения индивида к другим людям и объектам.

Пациенты в психотическом состоянии начинают воспринимать других как отчужденных, «непонятных» или враждебно настроенных. С таким восприятием сопряжены представления об измененности или даже нереальности окружающего мира, людей и предметов.

Фрейд считал, что такая симптоматика отражает специфический разрыв пациента с реальностью и является наиболее характерным признаком психотического процесса.

Согласно современным представлениям большинство изменений в сфере функций Я и Сверх-Я при психотическом типе расстройств является специфической защитой, направленной прежде всего против тревоги.

При этом, однако, происходящие изменения психической деятельности настолько массивны, что их последствия приводят к дезинтеграции объектных отношений, а затем и к отрыву от реальности.

При психозе Оно (а также отчасти Сверх-Я), преодолевая защиту Я, вступает в конфликт с фрустрирующей реальностью, в конфликт, превозмочь который удается лишь с помощью деструктивных фантазий и болезненной компенсации.

Если в рамках классического психоанализа считалось, что психозы не поддаются психоаналитической терапии в силу нарциссической природы этих расстройств, препятствующих возникновению переноса, то в современном психоанализе психотические расстройства подлежат лечению.

Правда, сложность аналитической работы заключается в том, что в случае психоза образование переноса сопровождается различного рода искажениями, требующими особого внимания со стороны аналитика и искусства обнаружения, толкования и разрешения психотического переноса.

Использованные источники: www.psychoanalyse.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Как бессонница в час ночной киш

  Бессонница роман крона

  Головокружение бессонница невроз

  Психозы в реанимации

Психоаналитический взгляд на психические расстройства

Психоаналитический взгляд на психические расстройства

Ольга Анатольевна Плотникова

В научной литературе использование термина «психоз» приходится на середину ХIХ века. В «Учебнике по медицинской психологии» 1845 года Фейхтерлебен использовал это термин для определения различий между психозом и неврозом.

Стоит отметить, что в категорию психоза попадали все психические расстройства, а к неврозам относили заболевания нервной системы.

Психоз рассматривался как вид невроза, а невроз (более широкое понятие) не всегда являлся психозом [1].

Родоначальник психоанализа З.Фрейд, считавший главным объектом психоанализа невроз, благодаря продолжительной исследовательской и терапевтической деятельности предложил структурный подход в понимании работы психики. В работе «Я и Оно» [2] З. Фрейд попытался показать различия между психозом и неврозом.

Описанная им структура психики позволяет приблизиться к пониманию взаимодействия психического аппарата с реальностью. В более поздних работах З. Фрейд приводит описание функционирования психики при неврозе и психозе.

В статье «Невроз и психоз» он отмечает «…наиболее важное генетическое различие между неврозом и психозом: невроз — это результат конфликта между Я и Оно, тогда как психоз — аналогичный исход такого же нарушения в отношениях между Я и внешним миром» [3]. В работе «Утрата реальности при неврозе и психозе» [4] З.

Фрейд говорит о том, что при психозе происходит отрицание и подмена реальности, сначала «бегство», затем активная фаза перестройки. А при неврозе — реальность и не отрицается, и не принимается, но осуществляется «бегство» от реальности.

Практикующий врач-психиатр Жак-Мари-Эмиль Лакан, трактуя труды Фрейда, говорит о существовании психотического дискурса в состоянии психоза. Связь с реальностью у невротика деформирована, подавлена воображаемым.

В психозе же воображаемой замены нет, происходит реконструкция реальности, подавленной символической ирреальностью психической структуры.

«Другими словами, если невротик, фантазируя, продолжает говорить с нормальными людьми на общем языке, то психотик, в процессе бреда, инсталлирует в свое сознание какой-то особый, неведомый и непонятный другим людям язык (символическое ирреальное)» [5].

Психоанализ описывает понимание невроза и психоза, исследует механизмы возникновения психических расстройств, и стремиться облегчить страдания человека через осознание собственных чувств в условиях фрустрирующей реальности.

Современный психоанализ насчитывает около 20 теорий психического развития человека, различающихся по своим подходам от аналитически ориентированной психотерапии до исследовательских направлений в психоанализе. Он, обогащенный идеями М.

Кляйн [6] о ранних объектных отношениях, описывающих воздействие примитивной бессознательной фантазии на развитие психики ребенка, ее изучение параноидно-шизоидной и депрессивной стадии, способен помогать пациентам с пограничной и психотической структурой психики.

Теория Винникотта [7] дает понимание благоприятной среды развития и влияния «достаточно хорошего окружения», особенно подчеркивая роль матери как ухаживающего объекта, позволяет глубже понимать процессы формирования невроза и психоза в структуре личности.

Функциональные возможности психики при взаимодействии с окружающей реальностью, обусловленные трансформацией эмоционального отклика в психические элементы, представленные в психоаналитических взглядах Уилфреда Р. Биона [8], позволяют с рождения проследить развитие психических способностей личности.

Данные концепции как другие теории психоанализа помогает лучше понять психическую природу душевного страдания человека. Аналитически ориентированная психотерапия в отличие от других форм психотерапии отличается персоноцентричностью рассмотрения психического уклада личности.

В центре внимания аналитика всегда находится личность пациента, а его диагноз и симптомы приобретают вторично значение, помогающее в определении структуры личности, механизма ее функционирования. Целью психоанализа является исследование психологической природы симптома, его динамики развития.

Анализу подвергаются внутри психические процессы, их адекватность существующей реальности.

Психоаналитический взгляд позволяет исследовать глубинные поражения психики пациента при психозе, неврозе, перверсии, пограничных состояниях. В отличие от классического психоанализа, отвергающего возможность психоаналитической психотерапии в случае с психозом, в современном психоанализе появляется возможность помогать и таким пациентам.

При этом, сложность психотерапевтической работы заключается в том, что психотически организованная личность производит перенос сопровождая его различного рода искажениями, что требует со стороны аналитика особого внимания и искусства обнаружения, интерпретации и разрешения психотического переноса.

В практике лечения психопатологий можно наблюдать дуалистическое понимание сложных личностных расстройств и возможностей влияния на них: с одной стороны биологически-ориентированная психиатрия рассматривает данные аномалии в психике человека и ведет поиск лечения с помощью лекарств, с другой — психоанализ предлагает психотерапевтический путь облегчения страданий человека. На наш взгляд эти поиски помощи страдающим людям могут дополнять друг друга и оказать существенное влиянии на состояние психического здоровья населения в России.

Однако в терапевтической практике редко можно встретить пример сотрудничества психиатра и аналитически ориентированного психотерапевта.

Из знакомых нам примеров подобное взаимодействие благотворно влияло на ход лечения пациентов психиатрической лечебницы [9].

Аналитически ориентированная терапия в нашей стране официального статуса не имеет, как и любой другой немедицинский, но психологический подход.

В европейском терапевтическом пространстве можно встретить равноценное существование медицинских и немедицинских признанных практик. В некоторых европейских странах пациент может выбирать вид лечения.

Так, например, в Германии благодаря работе Центрального института психогенных заболеваний были преодолены сомнения в возможности получения психодинамического лечения со стороны системы страхования. Психоанализ был признан страховыми компаниями по здравоохранению [10].

Конечно, стоит отметить, что применение различных форм терапии ограниченно теми болезнями, которые поддаются положительному психодинамическому прогнозу.

После включения неврозов в список болезней в программу главных здравоохранительных страховых компаний попадает стандартная психотерапия. Большое достижение здравоохранения в Германии является факт включенияпрактики аналитиков, не имеющих медицинского образования в сеть услуг, оказываемых страховыми компаниями[11].

К сожалению подобные социально справедливые подходы в России пока отсутствуют, но развитие психоанализа в нашей стране продолжается. Можно надеется, что психоаналитический подход в плане помощи человеку будет шире представлен в практике психотерапевтической помощи душевно страдающим людям.

Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу / Национальная психологическая энциклопедия, 2010 г. — [Интернет-ресурс] – URL: http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/psihoz

Источник: http://halalmemorial.ru/kak-lechit-psihoz/psihozy-v-psihoanalize

Антипсихиатрия Р. Д. Лэйнга: альтернативный взгляд на безумие

Что такое сумасшествие - о психиатрии и психоанализе - познай себя

Одной из наиболее сложных и до сегодняшнего дня нерешенных проблем в области душевного здоровья человека является шизофрения.

За многие годы изучения этого вопроса как в фундаментальных философских, так и в прикладных психиатрических и психологических исследованиях сложились основные направления, берущие за основу противопоставление психических и соматических факторов возникновения этого душевного расстройства.

В частности, приверженцы «соматического» направления считают, что факторами, инициирующими болезнь, являются многочисленные нарушения нормальных биохимических процессов в организме человека, которые зачастую не могут быть диагностированы на современном уровне развития медицины, и поэтому не могут быть разработаны медицинские меры и препараты, гарантирующие полное прекращение болезни. Одной из наиболее распространённых биологических концепций шизофрении в российской психиатрии является генетическая гипотеза, получившая развитие в трудах советского психиатра М. В. Вартаняна в 80-х годах прошлого века и положенная в основу принятия официального решения о признании человека больным шизофренией.

Генетическая гипотеза отвергает значение психических причин, таких как психотравмы, микросоциальные и психогенные факторы (например, воспитание), доказывая, что загадка шизофрении таится именно в генетических особенностях больных.

В защиту этого довода приводится следующий аргумент: дети, изолированные от страдающих шизофренией биологических родителей и помещенные в «здоровые» семьи (Strategyofadoptedchildren) не показали снижения частоты заболеваний.

Вартанян делает вывод, что «благоприятная микросоциальная среда не понизила частоты возникновения шизофрении у детей с наследственным отягощением» [1].

После падения СССР, благодаря активизировавшемуся правозащитному движению, советская психиатрия была подвергнута серьезной критике за нарушение прав личности и использование психиатрических диагнозов в политических целях.

В данное время прогрессивным врачам и психологам стали доступны другие достижения психиатрической медицины, все мировое психологическое наследие. Важно то, что концепции «психиков», наследников психоанализа З.

Фрейда, признающих основообразующими причинами шизофрении микросоциальные и психогенные факторы, помогли достигнуть гуманизации всего процесса лечения, реабилитации и социальной адаптации страдающих шизофренией.

Наиболее интересна и актуальна для современных исследований проблем возникновения, развития и терапии шизофрении феноменологическо-экзистенциальная модель Ясперса – Хайдеггера – Бинсвангера.

С точки зрения экзистенциалистов, болезнь представляет собой особую форму существования личности.

Эту идею поддержал и развил шотландский психиатр, исследователь и философ Рональд Дэвид Лэйнг, один из основоположников направления, получившего название – антипсихиатрия.

В основе концепции школы Р. Д. Лэйнга, по словам российского исследователя Е. В.

Косиловой, лежит опыт трех основных направлений западной психиатрии середины XX века: это «классическая» («физиологическая») психиатрия (Морель, Моро де Тур, Вундт, Крепелин, Блейлер), английский вариант психоанализа (Фрейд, Абрахам, Кляйн, Винникотт, Байен) и экзистенциально-феноменологическая психиатрия (Ясперс, Хайдеггер, Бинсвангер) [5]. Учение Р. Д. Лэйнга было своего рода откликом на социокультурную ситуацию середины XX в., которая характеризовалась протестными движениями в культуре и науке западно-европейских стран. Самым известным достижением антипсихиатрии стал отказ от медикаментозной терапии и содержания больных в стационаре, что вступило в противоречия с доминирующим «физиологическим» подходом в трактовке шизофрении.

Путь Рональда Лэйнга

Путь Лэйнга к формированию своей концепции был долгим: все начиналось в школе в Глазго, где он увлекся идеями классиков экзистенциализма, читал труды Зигмунда Фрейда, затем – армейская служба в качестве врача-психиатра в начале 50-х, частная практика, эксперименты с наркотическими веществами, и, наконец, создание коммуны Кингсли-холл и активное участие в борьбе с официальной репрессивной психиатрией. Концепция Лэйнга – это квинтэссенция борьбы за свободу и права личности, преодоление антигуманности капиталистического общества. Деятельность Лэйнга, наряду с трудами и выступлениями французского философа Мишеля Фуко, итальянского психиатра Франко Базальи, американского исследователя и мыслителя Томаса Саса, доказала, что альтернативный подход в лечении шизофрении не просто имеет право на существование, но и может дать практические результаты.

Публичные выступления Лэйнга собирали не меньше людей, чем концерты современных ему рок-звезд, а изгнание из членов медицинского сообщества в 1987 г. окончательно закрепило за ним статус бунтаря и борца с системой.

Бунт Лэйнга вскрыл кризис в психиатрии, заключавшийся в том, что традиционный подход отказывался признать в шизофренике личность, способную вести полноценную жизнь в обществе [2]. Ознакомиться с биографией Рональда Дэвида Лэйнга на русском языке можно в труде российского исследователя О. В. Власовой «Рональд Лэйнг.

Между философией и психиатрией», в котором автор рассмотрела множество взглядов и создала цельный образ гениального мыслителя, талантливого врача и чрезвычайного сложного человека.

Концепция личности

Благодаря своим исследованиям шизофрении Р. Д. Лэйнг создал собственную концепцию личности. В трудах «Расколотое “Я”», «Здравомыслие, безумие и семья», «Безумие.

Семейные корни», «Мудрость, сумасшествие и безумие», в журнальных публикациях, многочисленных лекциях, интервью и публичных выступлениях Рональда Лэйнга постепенно выкристаллизовывается идея, что границы между нормой и патологией не существует.

Шизофрения же возникает в результате того, что человек становится психотиком под гнетом социального воздействия (особенно воспитания), когда к нему предъявляют противоречивые, зачастую исключающие друг друга требования [7].

Наиболее одиозным, с точки зрения его современников, придерживающихся традиционных взглядов на психиатрию, стало проповедуемое Лэйнгом утверждение, что шизофреник не просто не является больным, но и зачастуюнормальнее обычных людей.

Лэйнг заявляет, что лечение психиатрических заболеваний в современном ему мире – это репрессивный инструмент, крайне негуманный по отношению к человеку, ущемляющий свободу личности, что терапия, основанная на таком подходе, не может привести к положительным результатам, а лишь усугубляет течение болезни, особенно в случаях с детьми и подростками, жизнь которых исковеркана презрительным отношением социума, изоляцией в психдиспансере и огромными дозировками препаратов.

Для более глубокого понимания концепции антипсихиатрии Рональда Лейнга необходимо помнить, что она берет свое начало в сочетании экзистенциализма с психоанализом и в противостоянии «физиологическому» подходу.

Поэтому труды Лэйнга содержат серьезные философские рассуждения, он использует фундаментальные категории, при помощи которых обобщает свой практический опыт врача-психиатра.

Важнейшим понятием антипсихиатрии Лэйнга является понятие «онтологически защищенная личность», имеется в виду личность, обладающая онтологической уверенностью (ontological security).

В труде «Расколотое “Я”» Р.

Лейнг определяет онтологическую уверенность как «переживание человеком самого себя вместе с другими в его мире», переживание «надежности бытия в этом первичном эмпирическом смысле», а неуверенность – как «жизнь без ощущения жизни» [6].

Один из немногих российских исследователей наследия Лейнга Н. В. Коптева трактует онтологическую уверенность как «континуум экзистенциальных положений, позиций (existential position), соответствующих мере надежности структурирования элементов бытия-в-мире» [4].

Р. Лэйнг под онтологической уверенностью, воплощенностью ментального «Я» в теле «обычного» человека, понимает не только то, что позволяет «нормальному» справляться с повседневными жизненными трудностями, непреодолимыми для шизоидного индивидуума, но и нечто большее, соотносимое с психологическим здоровьем.

При отсутствии, даже частичном, онтологической уверенности у человека возникает проблема с уверенностью в собственной индивидуальности и идентичности, реальности окружающего мира и людей. Формируется беспокойное состояние, которое ощущается человеком как реальная угроза его существованию его личности.

Лэйнгом описаны три основные формы такого состояния, которые требуют терапевтического вмешательства:

  • Поглощение – потеря уверенности в стабильности автономии личности и боязнь утратить ее при общении. Механизм защиты – изоляция;
  • Взрыв – переживание мира и отношений в нем как угрозу уничтожения или поглощения собственной идентичности и автономии личности. Мир воспринимается как преследователь.
  • Оцепенение и деперсонализация – в этой ситуации человек теряет свою идентичность, как бы обращаясь в вещь под воздействием отрицания личностной автономии.

Но специфика бытия человека заключается в том, что существует диалектичность отношений человека с другими людьми и миром в целом.

По Лэйнгу, «Я» может быть реальным только в связи с реальными людьми и вещами, «индивидуальность достигается и поддерживается двумерно, она требует признания самой себя как другими, так и простого признания собой» [6]. Один из пациентов Р.

Лэйнга так говорит об этом: «Я отрезал себя от людей и закрылся в себе. И я мог видеть, что в некотором смысле становишься мертвым, когда это делаешь. Нужно жить в мире вместе с другими людьми» [6].

Несомненно, подверженная психическому расстройству личность, потерявшая ощущение своей автономности и целостности, является онтологически незащищенной, фактически человек ощущает себя поделенным на тело и дух, ассоциируя себя именно с духом. Такой человек не чувствует себя центром собственного бытия, а воспринимает свою личность как один из объектов мира.

Потерявшее воплощение «Я» создает один или целую плеяду собственных образов и внутренних миров, которые пытается утвердить, замещая при взаимодействии с окружающим миром и людьми невоплощенное. Существующая в основном ментально личность ощущает безмерно давящее отчуждение от мира, что усугубляет тревожное состояние.

Поэтому необходима такая терапия, которая поможет восстановить онтологическую уверенность и отношения с социумом.

Именно через пример онтологической уверенности, транслируемой посредством отношений, можно показать бытийствующее сознание, воплощенное, укорененное в мире, противопоставить его онтологической неуверенности шизоидных индивидуумов, показать возможности воплощения своего собственного «Я».

Концепция Рональда Лэйнга

Концепция Рональда Лэйнга не панацея от шизофрении, но, предложив один из оптимальных вариантов ее терапии, Лэйнг предложил и свой взгляд на проблему возникновения этого психического расстройства.

Основной же заслугой Лэйнга стало разрушение той страшной системы психиатрии, которая существовала не только в Советском Союзе, но и на «прогрессивном» Западе. Эта уничтожающая личность система мнимой терапии отражена в романе К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и одноименном фильме М.

Формана, ставших знаковыми в борьбе за гуманизацию лечения людей, подверженных расстройствам психики.

Опыт Рональда Лэйнга, в частности его коммуны Кингсли-холл, был воспринят и оптимизирован американских психиатром Лореном Мошаром, создавшим коммуну «Сотерия», в которой он совместил подход Лэйнга к терапии отношениями, в основном при помощи неспециализированного персонала, с низкодозированным медикаментозным лечением [3].

Этот гуманистический подход к терапии шизофрении и социализации шизофреников в обществе после долгих дискуссий в научном сообществе был признан альтернативой традиционному «физиологическому» подходу.

Нужно отметить, что в современной России также постепенно формируется антипсихиатрический подход к профилактике и терапии шизофрении и других психических расстройств.

Литература:

  1. Вартанян М.Е. Шизофрения. Этиология и патогенез / М.Е. Вартанян // Сайт ФБГНУ «Научный центр психического здоровья», 2015. – URL: http://ncpz.ru/lib/1/book/26/chapter/22 (дата обращения 15.09.2015)
  2. Власова О.В. Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией / О.В. Власова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. 464 с.
  3. Запускалов С.В.

    Сотерия / С.В. Запускалов // Сайт «Гражданская комиссия по правам человека», 2012-2015. – URL: http://www.cchr.spb.ru/alnativa

  4. Коптева Н.В, Онтологическая уверенность и уверенность в себе / Вестник Забайкальского госуниверситета. – №5. – 2011. – С.174-180.
  5. Косилова Е.В. О психиатрии (материалы диссертации) / Е.В.

    Косилова // Сайт «экзистенциальная и гуманистическая психология», 2000-2015. – URL: http://hpsy.ru/public/x1306.htm#_ftn2

  6. Лэйнг Р. Д. Расколотое «Я». СПБ.: Белый кролик, 1995. 352 с.
  7. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. М.К.: Рута, 2001. 320 с.

Екатерина Миляева
Преподаватель, аспирант кафедры философских наук ЧГАКИ

Текст публикуется в авторской редакции

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/173-antipsikhiatriya-r-d-lejnga-alternativnyj-vzglyad-na-bezumie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.