Масса тела (мальчики) – возрастные особенности физического развития ребенка

Содержание

Особенности физического развития детей от 5-ти до 7-ми лет

Масса тела (мальчики) - возрастные особенности физического развития ребенка

Последнее обновление статьи: 13.05.2019

Известно, до 3-х лет у детей наблюдается непрерывное физическое развитие, как говорится, они растут не по дням, а по часам, с четырех до шести лет темп роста немного замедляется. Мамы отмечают, если в первые годы жизни ребенка приходится покупать одежду раз в несколько месяцев, то в 5-7 лет малыш может носить одни и те же вещи по несколько сезонов.

В среднем 5-летний ребенок за год вырастает на 5-6 см., а вот вес тела может и не меняться. Многие родители начинают переживать, дети идут в рост, а масса не меняется, наверное, что-то не так в организме. Но прежде, чем бить тревогу, необходимо знать особенности физического развития у детей в дошкольный период.

Какие особенности есть в физических данных у детей 5-7 лет

Чтобы тревожные мысли постоянно не посещали маму или папу, важно помнить, что возраст 5-7 лет характеризуется неравномерным развитием физических данных ребенка. В данный период может наблюдаться резких скачок роста или увеличения массы тела. Часто специалисты говорят о том, что в у 5-летних детейнаступает “первый этап вытягивания”.

Обычно рост 5-летнего малыша составляет 105-113 см., к семи годам он вырастает до 130 см., но темпы роста каждого индивидуальны, если, например, в семье есть высокие люди, то дошкольник может быть намного выше своих сверстников.

Также не стоит забывать, что в данном возрасте девочки опережают по физическому развитию мальчиков, ближе к подростковому период, наоборот, мальчики развиваются быстрее.

На этом же возрастном этапе у дошкольников увеличивается мышечная масса, заметно улучшается координация движений, наблюдается повышенная двигательная активность.

Именно в 5-7 лет у детей развивается ловкость, выносливость, быстрота передвижения, у ребенка может наблюдаться “непоседливость”. В этом возрасте малыша легче всего научить кататься на коньках, велосипеде, плавать.

Вообще, 5-6 лет – идеальный период, чтобы отдатьребенка в спортивную секцию.

Период окостенения скелета заканчивается в 4-хлетнем возрасте, поэтому малыши 5-7 лет уже не такие гибкие, а вот ягодичные и лобковые кости, наоборот, начинают окостеневать только ближе к 6 годам.

К 5 годам масса сердца у ребенка увеличивает в 4 раза в сравнении с новорожненным.

В 6-7-летнем возрасте может наблюдаться резкий скачок артериального давления, а вот частота пульса, наоборот, сокращается до 70 ударов в минуту.

Нервная система у детей-дошкольников возраста еще несовершенна, поэтому ввиду повышенной двигательной активности наблюдается частая утомляемость, хотя в этом возрасте дошкольнику необходимо немного времени, что восстановить затраченную энергию, достаточно, присесть на 15 минут, и малыш готов покорять новые вершины. Часто из-за непоседливости, присущей данному возрастному периоду, ребенок невнимателен.

Если малыш не акселерат, то он будет развиваться согласно данным, приведенным выше, но если родителей беспокоит физическое развитие ребенка, то стоит обратиться к врачу-эндокринологу.

Также существует формула, по которой можно высчитать рост детей 5-7 лет, касательно отдельной семьи: сумму роста мамы и папы разделить пополам. Далее для девочек вычесть 6,5 см., а для мальчиков, наоборот, прибавить 6,5 см.

Высчитав средний рост своего малыша, можно судить о темпах его развития.

Но не стоит забывать, что помимо физического воспитания дошкольника, необходимо заниматься и развитием мелкой моторики, ведь от нее зависит речь, координация рук, глазомер, быстрота движения, фантазия.

Становление опорно-двигательного аппарата

В возрасте 5-7 лет у детей активно развивается опорно-двигательный аппарат, именно в этот период родителям необходимо тщательно следить за своим чадом по нескольким причинам:

  • в этом возрасте еще не закончен процесс окостенения, кости достаточно эластичные, а мышцы пока не развиты. В данный период легко получить травму, часто наблюдаются переломы конечностей, любые нагрузки должны быть направлены исключительно на общее физическое развитие;
  • родителям необходимо строго следить за осанкой ребенка: как он ходит, сидит на столом, в какой позе рисует или читает книгу. У некоторых специалистов есть мнение, что предрасположенность к сколиозу зарождается именно в возрасте 5-6 лет. Мама или папа редко обращают внимание на данную проблему у дошкольников, обычно бить тревогу начинают в младшем школьном возрасте;
  • в “период вытягивания” детей нужно следить за их правильным питанием, чтобы в рационе ребенка присутствовали белки животного и растительного происхождения, витамины и минералы, необходимые для правильного развития опорно-двигательного аппарата.

Что способствует правильному физическому развитию и здоровью дошкольника

По мнению специалистов, каждый родитель должен создать для своего ребенка те условия, при которых малыш будет правильно и активно развиваться. Существует ряд простых мероприятий:

  1. Проведение закаливающих мероприятий.
  2. Движение – здоровье. Необходимо построить такой режим дня, чтобы 50% всего времени ребенок находился в движении, это могут быть прогулки на свежем воздухе, активные игры, движение ребенка с различным спортивным инвентарем (скакалка, мяч).
  3. Разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий (организовать спортивный уголок в комнате ребенка, подобрать развивающие игрушки и др.).
  4. Создание здоровой среды в комнате ребенка (поддержание температуры не выше 22 градусов тепла, постоянное проветривание комнаты, увлажнение воздуха в период отопления).

Родителям нужно обязательно следить за физическим развитием своих детей 5-7 лет, для этого не требуются какие-либо специальные упражнения, достаточно прибегнуть к следующим мероприятиям:

Ходьба. Помимо ежедневных прогулок на свежем воздухе, необходимо, чтобы ребенок выполнял различные упражнения: ходьба в разных направлениях (боком, через препятствия, змейкой), ходьба на пяточках, на носочках, приставными шагами.

Бег. Бег с препятствиями, в различном темпе и направлениях, игры в догонялки.

Прыжки. Прыжки на одной ноги и на обеих. Можно высоко подвесить предмет, и попросить ребенка до него допрыгнуть.

Нужно помнить, помимо спортивно-оздоровительного воспитания родителям необходимо заниматься развитием мелкой моторики рук, ведь через год-два начнется школьный период.

Упражнения по развитию мелкой моторики

Учителя начальных классов отмечают, что у многих детей наблюдаются большие трудности при освоении письма. Ведь подготовка к школьному периоду должна начинаться как минимум за год до школы. Родителям нужно помнить, что развитие моторики рук влияет на правильную и четкую речь, зрительное восприятие, воображение, глазомер.

В 5-7 лет ребенок должен уметь: провести линию без отрыва от листа бумаги сверху вниз и справа налево, также дошкольники должны уметь штриховать, не заступая за контур (отлично для этого подходят раскраски), рисовать геометрические фигуры (круг, овал, ломаные линии). Для развития моторики у детей 5-7лет можно проводить пальчиковую гимнастику, в которую входят ряд простых упражнений.

Существует несколько несложных мероприятий для моторики рук ребенка:

  1. Графические диктанты, смысл которых состоит в том, что малыш под диктовку мамы или папы на бумаге в клеточку проводит линии без отрыва. Например, две клеточки вправо, три клеточки вниз, одна клеточка влево, две клеточки вверх.
  2. Деление дорожки линией. Родитель рисует на листе бумаги дорогу, малыш должен прямой и ровной линией поделить дорожку пополам.
  3. Рисование по точкам. Отлично моторику рук у детей развивает уроки рисования по точкам, в свободной продаже есть множество раскрасок, в которых, соединив по точкам рисунок, можно потом его разукрасить.
  4. Рисование по клеточкам. Малыш должен повторить заранее подготовленный рисунок на бумаге в клеточку.

Также существует ряд простых упражнений для развития моторики у детей 5-7 лет:

  • можно по очереди ударять ладонями о край стола;
  • руки необходимо вытянуть перед собой, сжимать и разжимать кулаки;
  • руки вытянуты вперед, пальцы сильно растопырены и напряжены, положение нужно зафиксировать на несколько секунд, руки расслабляются. Упражнение повторяется 2-3 раза;
  • положить ладони на стол, по очереди левая ладонь накрывает правую, далее, наоборот, правая ладонь накрывает левую.

Каждому родителю необходимо внимательно относится к физическому и умственному развитию своего ребенка, ведь дошкольный возраст является важным период в жизни любого малыша.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/fizicheskoe-razvitie-deti-doshkolnogo-vozrasta/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-detej-ot-5-ti-do-7-mi-let.html

1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 8-16 ЛЕТ

Масса тела (мальчики) - возрастные особенности физического развития ребенка

Физическое развитие является одним из важных критериев контроля оздоровления детей и подростков (В.А. Доскин с соавт., 1997).

Для определения физического развития применяют морфологические признаки (рост, масса тела, окружность грудной клетки), функциональные показатели (жизненная емкость легких, физическая работоспособность) (Е.П. Стромская, 1983; В.А. Доскин с соавт., 1997).

В свете данных, представленных в таблице 4 можно констатировать, что в период 8-16 лет у школьников длина тела (Н) увеличивается с наибольшим темпом роста у девочек в 10 лет и 13 лет, а у мальчиков – в 10 и 15 лет.

Масса тела (m) от 8 до 16 лет также увеличивается, причем у девочек прирост массы тела имеет высокие значения в возрасте 10, 13, 16 лет, а у мальчиков – в 16 лет (рис. 3, 4).

Различия по полу в значениях массы тела обнаружены в 9 и 11 лет, причем в 9 лет девочки уступают мальчикам по массе, а в 11 лет – наоборот. Это подтверждается исследованиями, сообщающими, что мальчики растут интенсивнее, а девочки быстрее набирают массу тела (А.И. Клиорин, 1989; С.И. Русинова, 1989). Увеличение окружности грудной клетки (ОГК) наиболее интенсивно у девочек в 10 и 13 лет, у мальчиков же в 13 и 16 лет. Половые различия в окружности.

https://www.youtube.com/watch?v=MGHJf7STePE

Таблица 1. Значения сердечного индекса в зависимости от пола, возраста и типа кровообращения у школьников 8-16 лет (л/мин*м2)

Возраст, летПолГТКЭТКГрТК
8-11мальчики2,27-3,393,40-4,524,53-5,67
девочки1,89-3,103,11-4,314,32-5,54
12мальчики1,64-2,332,34-3,023,03-3,72
девочки2,60-3,393,40-4,194,20-5,00
13-14мальчики2,29-3,053,06-3,823,83-4,59
девочки1,94-2,842,85-3,753,76-4,66
15мальчики1,89-2,782,79-3,693,70-4,60
девочки2,57-3,403,41-4,244,25-5,09
16мальчики2,55-3,213,22-3,873,88-4,55
девочки2,26-2,722,73-3,193,20-3,67

Примечание. ГрТК – гиперкинетический тип кровообращения; ГТК – гипокинетический тип кровообращения; ЭТК – эукинетический тип кровообращения грудной клетки обнаружены в 8-, 9-, 16-летнем возрасте, причем для лиц мужского пола характерны более высокие значения окружности грудной клетки.

Возрастная прогрессия значений жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в периоде 8-16 лет установлена в многочисленных исследованиях (А.Н. Бойко, 1970; И.И. Шмыков с соавт., 1989; А.И. Бурханов с соавт., 1991; А.И. Киеня с соавт., 1997) что связывают с общими ростовыми процессами и анатомическим увеличением размера легких (И.И. Шмыков с соавт.

, 1989). Половые различия обнаруживаются уже с 4-5 лет (А.Н. Бойко, 1970; И.И. Шмыков с соавт., 1989), когда жизненная емкость легких больше у мальчиков. На основании данных проведенного исследования мы можем констатировать, что ЖЕЛ увеличивается с возрастом и имеет большие значения у мальчиков, чем у девочек (табл.4).

Замечено стирание различий по данному показателю в возрасте 12-15 лет, что объясняется перестройкой нервной и гуморальной регуляции дыхания в период полового созревания и более быстрым ростом девочек в этом возрасте (А.Н. Бойко, 1970; И.И. Шмыков с соавт., 1989).

Площадь поверхности тела (Sт) увеличивается в период от 8 до 16 лет, при опережении мальчиков по данному показателю в 8-9 лет, а девочек – в возрасте 11, 14 лет.

На основании данных возрастной динамики прироста показателей физического развития (рис. 3, 4) обнаружены возрастные группы с наибольшей интенсивностью увеличения размеров тела: для девочек это 10, 13 и 16 лет, для мальчиков – 10, 13 и 15-16 лет. При этом наибольшие скачки у девочек наблюдаются в 10, 13 лет, а у мальчиков в 15-16 лет.

Ранее в литературе было замечено, что максимальное удлинение тела у девочек наблюдалось в 10-12 лет, у мальчиков в 13-15 (Я.Г. Ковров с соавт., 1981; А.В. Крылова, 1990). Скачок роста в 10 лет обнаружен также у мальчиков и девочек в интервале 7-10 лет (С.И. Русинова, 1989).

Известно, что в период полового созревания отмечается скачок эстрогенизации, причем эстроген тормозит соматотропную функцию, снижая содержание соматотропного гормона в гипофизе (М.А. Жуковский с соавт., 1974; Внутренние болезни …, 1993). В наших исследованиях у 11-12летних девочек наблюдалось снижение темпов роста таких показателей как m, Н, Sт, ЖЕЛ, ОГК.

Выявленные различия соответствуют ранее опубликованным данным, где обнаружены резкие увеличения скорости роста в 10-12 лет и 13-16 лет. При этом задержка роста наблюдается у девочек в 8-9 лет, а у мальчиков в 8-10 лет, что сочетается со стабилизацией основного обмена (И.А. Корниенко, 1983).

Половые различия четко выражены по всем показателям в 16-летнем возрасте и почти не проявляются в 10 и 13 лет. В 10 лет мальчики опережают девочек по показателю Sт (р 0,05), а в 16 лет – по Н, ОГК, ЖЕЛ.

По данным, не подтвержденным критерием достоверности различий Стъюдента, в период 11-14 лет девочки обгоняют мальчиков по длине (кроме 12 лет), массе тела, Sт и ОГК, что согласуется с результатами других авторов (В.А. Доскин с соавт., 1997). Возможно данный факт объясняется более ранними сроками начала полового созревания у девочек и влиянием половых гормонов (В мире подростка, 1980; С.В. Хрущев, 1980).

Согласно сообщениям многих исследователей каждый из возрастных периодов характеризуется присущими только ему особенностями физиологической деятельности организма (С.В. Хрущев, 1980; И.А. Аршавский, 1982).

Важной особенностью физического развития детей и подростков является неравномерность изменений скорости роста (В.А. Доскин с соавт., 1997). Согласно нашим исследованиям, для возрастных изменений показателей физического развития характерны увеличение абсолютных значений Н, m, ОГК, ЖЕЛ, Sт.

При этом зафиксирована фазность в приросте показателей физического развития, зависимость его от возраста и пола. Такими периодами наибольшего темпа роста для девочек являются 10, 13, 16 лет, а для мальчиков – 10, 13, 15-16 лет.

Причем, наибольший прирост показателей физического развития у лиц женского пола наблюдаются в 10, 13 лет, а у лиц мужского пола – в 15-16 лет.

Строение почек у новорожденного. Почки у новорожденного ребенка расположены ниже, чем у взрослого: на уровне IV поясничного позвонка. Причем, правая более опущена, чем левая. Продольные оси почек образуют угол, открытый кверху…

Влияние занятий хатха-йогой на физиологическое развитие детей 11-12 лет

2.2 Особенности физического развития и опорно-двигательного аппарата

физиологический занятие дети хатха йога Развитие организма детей происходит непрерывно, но неравномерно. Отдельные периоды сравнительно бурного развития, сменяются периодами замедленного развития…

Дети первых 3-х лет жизни

2. Основные признаки физического развития

Основными признаками физического развития являются рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы…

Использование диагностических методов стабилографии в процессе определения моторных функций у детей с ФФН

1.2 Особенности моторных функций у младших школьников

В.М. Бехтерев [4] писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. И.П. Павлов [20] высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие “центров” речи в обоих полушариях…

Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения

2.2Методы определения физического развития. Метод сигмальных отклонений

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков, среди которых – соматометрические (длина и масса тела, окружность грудной клетки), – соматоскопические (форма грудной клетки, спины, стоп…

Методика развития силы мышц детей с диагнозом церебральный паралич разной степени тяжести

f1.2 Особенности физического и психического развития детей с ДЦП

Отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения в развитии ребенка при этом заболевании. Первый тип нарушения в развитии ребенка связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния…

Особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащихся и студенческой молодежи

1.2 Особенности повышения уровня знаний о репродуктивном здоровье у школьников

Формирование отношения подростков к репродуктивному здоровью как ценности диктует необходимость плотного взаимодействия специалистов разного профиля. Это важно еще и потому…

3.Особенности физического состояния детей с патологией слуха

При нарушении слуха имеется возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движений комплексно или избирательно воздействовать на те или иные функции…

Понятие об иммунитете организма животных и человека

10. Возрастные особенности иммунитета

Особенности иммунитета у детей. Во время внутриутробного развития у плода формируются центральные ораны иммунитета, возникают различные иммунокомпетентные клетки, системы интерферонов, комплемента, макрофагов…

Состояния ребенка, требующие медицинской помощи

f2. Основные показатели физического и нервно-психического развития детей до 7 летнего возраста

Период от 10 дней до 1 года называется грудным возрастом. Кожа очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма. Соединения костей черепа становятся более прочными…

Укрепление и охрана репродуктивного здоровья зрелого населения

fВозрастные особенности

Многие мужчины считают себя “богами секса”, каждый день посещая тренажерный зал, сексологи утверждают, что мужская привлекательность во многом зависит от содержания в крови тестостерона…

Физиологические основы закаливания

f2.3 Особенности закаливания школьников

Закаливание – система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды. Закаливание невозможно рассматривать вне связи с общим режимом дня, питания…

Физическая реабилитация детей 4-6 лет со спастической формой детского церебрального паралича средствами иппотерпии

1.1 Особенности физического развития детей с детским церебральным параличом

В работе Е.М. Мастюковой, о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций…

Физическое и психическое развитие ребенка (от рождения до 6 лет)

f1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма

Дошкольный возраст – от рождения ребенка до поступления в школу – наиболее ответственный период развития организма и один из важнейших в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы крепкого здоровья…

Возрастные особенности заболевания

У детей и подростков, как и у больных зрелого возраста, можно наблюдать и генерализованные, и фокальные эпилептические приступы. Пароксизмальные состояния проявляются и у детей в разнообразных двигательных, сенсорных…

Источник: http://med.bobrodobro.ru/28846

3.2.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Масса тела (мальчики) - возрастные особенности физического развития ребенка

Возрастные особенности физического развития детей среднего школьного возраста. Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V – VIII классы).

Данный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 –7 смглавным образом за счет удлинения ног.

Масса тела прибавляется ежегодно на 3 –6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7 –9 см.

А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиком.

В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями.

Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуализации обучения.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметна незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы.

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных способностей (табл. 3.5).

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Таблица 3.5 Темпы прироста различных двигательных способностей у детей среднего школьного возраста (%)

ДвигательныеспособностиСреднегодовойприростОбщийприрост
МальчикиДевочкиМальчикиДевочки
Скоростные3,92,915,411,5
Силовые15,818,479,092,0
Общая выносливость3,32,113,08,4
Скоростная выносливость4,11,016,44,0
Силовая выносливость9,43,337,513,1

В этот период происходит рост самосознания ребёнка, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Быстро развивается вторая сигнальная система.

(Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру.

Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей— это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов.

Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932) ).

Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями.

Подросток приобретает способность к сознательному торможению того или иного полупроизвольного действия. При этом его внушаемость уменьшается, а неуравновешенность и эмоциональность возрастают. Все это проявляется в резких сменах настроения, конфликтах с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно поэтому подростки часто бывают или «очень хорошими детьми», или «очень плохими детьми», а для разных людей – и теми, и другими одновременно.

При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует учитывать при выполнении детьми этого возраста нагрузок, связанных с проявлением выносливости, и разнообразить виды нагрузок.

Задачи физического воспитания

1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

3) продолжать развитие двигательных способностей;

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влияния занятий физическими упражнениями на основные системы организма;

5) развивать волевые и нравственные качества;

6) вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

7) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;

8) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;

9) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

10) формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;

11) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

12) содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.

Особенности методики физического воспитания

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных дей­ствий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей.

В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений.

Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, в организованных формах – на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время активного отдыха, турпохода и т.п.

Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные двух – трехразовые самостоятельные тренировки.

Общая продолжительность занятий 70 – 90 мин.

Независимо от формы занятий существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях.

Следует максимально использовать потребность детей среднего возраста в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами со спортивными соперниками. Виды соревнований желательно разнообразить с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.

Контрольные качественные показатели уровня физической культуры подростка (В.К. Бальсевич, 2000):

1. Знание основных правил тренировки и умение применять их при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2. Знание основных правил, приемов и методов самоконтроля и умение применять их при занятиях физическими упражнениями.

3. Разносторонняя физическая подготовленность на уровне возрастных нормативов.

4. Систематическая физическая активность.

5. Устойчивая привычка к ежедневным занятиям физическими упражнениями в различных формах.

6. Осведомленность о текущих спортивных событиях в городе, стране, за рубежом.

7. Знание не менее 200 упражнений (видов нагрузок) скоростного и скоростно-силового характера.

Источник: http://www.Magma-Team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/3-2-3-fizicheskoe-vospitanie-detei-srednego-shkolnogo-vozrasta

Физическое развитие детей: что нужно знать родителям

Масса тела (мальчики) - возрастные особенности физического развития ребенка

Физическое развитие детей – это важный показатель здоровья. Важно знать, что такое норма развития вообще, каковы нормы физического развития детей дошкольного возраста, какие отклонения от нормы должны заставлять родителей насторожиться, а какие — нет.

Физическое развитие – это определенные закономерности развития организма ребенка по возрасту, которые позволяют оценить уровень здоровья и функционирования всех органов и систем.

В каждом возрасте ребенок растет по особым законам, и выраженные отклонения от норм развития могут указывать на наличие проблем в здоровье, питании или уходе за малышом. Физическое развитие также тесно связано и с нервно-психическим, интеллектуальным развитием.

Физическое развитие детей на первом году жизни

В первый год жизни ребенок растет и развивается наиболее интенсивно, вес прибавляется в пять и более раз. За счет интенсивного роста организм испытывает большое напряжение, и малейшие нарушения в обмене веществ могут быстро отразиться на росто-весовых показателях.

Поэтому врачи весь первый год ежемесячно следят за физическим развитием, так как созревание многих органов и систем еще не закончено и все отклонения нужно корректировать немедленно. На физическое развитие детей могут существенно влиять нерациональное питание, неудовлетворительные бытовые условия, частые заболевания и ненадлежащий уход.

При оценке развития ребенка от рождения до первого года жизни необходимо ориентироваться на антропометрические данные (измерения) вкупе с двигательной активностью (психомоторным развитием) и развитием зачатков речи, формированием навыков и приобретением умений, мыслительным развитием. Одни показатели физического развития не дадут полной картины развития. Также стоит ориентироваться и на то, что девочки и мальчики несколько отличаются по темпам физического развития.

Прежде всего, оценивается рост и вес ребенка помесячно, а также динамика прибавок таких показателей, как окружность головы и груди.

Средний рост новорожденных составляет от 47 до 57 см, при этом девочки обычно на 2-3 см меньше, чем мальчики. Динамика прибавок роста детей в первый год определяется таким образом:

  • до 3 мес. – по 3 см в месяц;
  • с 3 до 6 мес. – по 2,5 см в месяц;
  • с 6 до 9 мес. – по 1,75-2 см в месяц;
  • с 9 до 12 мес. — по 1 см в месяц.

Таким образом, малыш за первый год вырастает на 20-25 см.

Масса тела — второй важный показатель физического развития малыша, при рождении она составляет от 2700 до 4000 г, при этом девочки обычно весят 3200-3500 г, мальчики – 3300-3700 г.

В первые дни после рождения дети теряют в весе до 8%, что обусловлено физиологическими перестройками в организме, но затем также быстро набирают этот вес.

За первый месяц жизни малыш может прибавить от 500 до 1500 г, но колебания прибавок веса еще более динамичны, чем колебания роста.

Для простоты стоит принять для себя за нормы следующие показатели: до полугода прибавка в весе должна быть не менее 500 г, со второго полугодия – в среднем 200-400 г.

Таким образом, к году средний вес ребенка составляет 9,5-12,5 кг.

Колебания веса в ту или иную сторону могут быть вполне допустимы, но превышение этих значений на 20% и более – это повод для того, чтобы проконсультироваться с врачом.

Одними из важных показателей первого года жизни являются окружности головы и груди. Головка новорожденного при рождении крупнее всех других окружностей, в среднем составляет 32-34 см. За год объемы увеличиваются на 10-12 см, по месяцам головка в первый месяц увеличивается на 2-3 см, затем по 1,6-2 см, затем по 1 см.

Примерно к 3-4 месяцам окружности головы и груди сравниваются, и в дальнейшем грудь должна быть больше, чем головка. Грудь новорожденного составляет 31-33 см. Прирост составляет в норме 1,6-2 см, и грудная клетка впоследствии растет быстрее головы.

Физическое развитие детей после года

К годовалому возрасту ребенок уже достаточно активен, он уже может ходить и активно осваивает мир, поэтому его физическое развитие меняется. Прибавки массы уже не столь значительны, так как большое количество энергии тратится на физическую активность, а рост продолжает оставаться интенсивным.

В среднем после года прибавки массы ежемесячно составляют от 100 до 250 г, в зависимости от аппетита и физической активности, в год прибавляется по 2-3 кг.

Вес ребенка можно рассчитать по специальной формуле:

Вес = масса малыша в год+2 кг*М-1 (где М – число лет).

Примерный вес ребенка к двум годам составляет 11-14 кг.

Рост малыша прибывает достаточно активно, в среднем ежемесячно ребенок подрастает на 1 см, к двум годам рост ребенка может составлять от 83 до 92 см.

У детей меняется режим сна и бодрствования, режим питания и общая физическая активность. Дети много гуляют и играют, у них остается один дневной сон и длительный ночной, постепенно они переходят на общий стол со взрослыми, при этом без вредных продуктов и строгим контролем за питанием.

Ребенок активно и быстро овладевает новыми навыками, становится более подвижным, многие дети в этом возрасте начинают посещать детские коллективы.

Развитие детей с двух до трех лет

После двух лет у детей уже сформированы основные функции организма – дыхание, пищеварение, сосудистая система, хотя нервная система и иммунитет у него еще очень слабые. Но малыш уже вполне приспособлен к окружающей среде, у него много возможностей для изучения окружающего мира и развития своих двигательных и познавательных навыков.

Меняются пропорции тела, конечности вытягиваются, уменьшается количество подкожного жира, и ребенок становится стройнее, укрепляются мышцы кисти, движения рук становятся более точными.

На третьем году жизни дети в среднем прибавляют 2-3 кг, а рост увеличивается примерно на 7-9 см.

Детей по типу телосложения и особенностям физического развития можно разделить на три типа:

  • крупные дети с весом в 14 кг +\- 2 кг и ростом в 97 см +\- 3-4 см;
  • средние дети с весом в 12 кг +\- 2 кг и ростом в 92 см +\- 2-3 см;
  • маленькие дети с весом в 10 кг +\- 1,6 кг и ростом в 85 см +\- 2 см.

Задержка роста и веса в этом возрасте ниже возрастных границ более чем на 20-25% говорит о тревожных симптомах, нехватке питания или дефиците физических нагрузок. Необходима консультация педиатра и эндокринолога, особенно при сильном дефиците веса, если к трем годам малыш весит менее 12 кг, или при избытке веса, если ребенок весит более 18-20 кг.

shutterstock.com

Развитие детей с трех до четырех лет

В этом возрасте наряду с физическим развитием активно происходит социализация и психическое развитие ребенка, формируется характер и возникает так называемый кризис трех лет. Дети могут стать упрямыми, капризными, разборчивыми в еде, неуправляемыми. Такое поведение временно и требует повышенного внимания к малышу.

Рост и вес ребенка в 3-4 года остается главным показателем физического развития. К трем годам рост детей обычно составляет 105 см +\- 4-5 см, к четырем годам малыш подрастает до 112 см +\- 2 см.

Вес детей к трем годам обычно составляет от 15 до 20 кг, с колебаниями веса в 1-2 кг. Превышение массы тела на 15% и более либо дефицит его на 20% и более требует консультации специалистов.

Пропорции тела детей меняются, дети по сравнению с предыдущими периодами выглядят гораздо стройнее, руки и ноги у них вытягиваются, в то время как тело еще остается достаточно крупным.

Пропорциональность развития можно оценить по особому индексу:

ИП = рост малыша в см – (вес тела в кг + окружность грудной клетки в  см).

Для мальчиков этот индекс составляет 25-26, для девочек – 27-28.

Развитие детей от четырех лет до пяти лет

В четыре года рост ребенка прибавляется на 5-6 см, в среднем рост составляет около 100 см, вес прибавляется на 2-3 кг. К пяти годам ребенок прибавляет еще 2 кг и подрастает на 6-8 см, вес мальчиков составляет около 18 кг, рост 106-108 см, девочек — 16-17 кг и 106-107 см.

Окружность груди у мальчиков составляет около 55 см, у девочек – около 53 см.

Дети становятся крепкими и выносливыми, они много двигаются, их мышцы становятся сильными, укрепляется иммунитет, дети уже гораздо меньше болеют, хорошо едят и спят.

Крепкими становятся мышцы ног, и в пять лет можно задумываться о первых занятиях спортом – плаванием, бегом, гимнастикой. Детям полезны катание на велосипеде, активные игры и длительные прогулки. Можно начинать обучение чтению и основам письма.

Развитие детей шести-семи лет

Дети продолжают совершенствовать свои физические навыки, становятся активными и любознательными, занимаются спортом и подвижными играми.

В среднем дети подрастают в этот период на 5-7 см, особенно мальчики, и прибавляют вес на 2-3 кг. К возрасту семи лет формируется первая линия вытяжения, буквально за год дети могут вырасти на 1-2 размера одежды, тело их приобретает вытянутые пропорции. В возрасте шести-семи лет многие дети поступают в школу, и на них ложатся серьезные физические и умственные нагрузки.

Рассчитать норму развития для своего ребенка вы можете, воспользовавшись калькулятором развития детей

Источник: https://vitaportal.ru/semya-i-deti/detskoe-zdorove/fizicheskoe-razvitie-detej-chto-nuzhno-znat-roditelyam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.