Медицинская реабилитация больных – детский церебральный паралич

Содержание

Реабилитация детей с ДЦП

Медицинская реабилитация больных - детский церебральный паралич

Абсолютно каждый ребенок с ДЦП (детским церебральным параличом) нуждается в длительной реабилитации.

В течение ряда лет создавались специальные центры, клиники, интернаты и кабинеты реабилитации таких детей, многие из которых патронировались благотворительными организациями и зарубежными инвесторами.

Проводилось восстановительное лечение и за рубежом (в Китае, Германии, Греции др. странах).

Так, с 1993 г. работает детский реабилитационный центр в Москве, созданный при содействии Отдела по церковной благотворительности Московского Патриарха и английского христианского благотворительного общества «Барнардос», которое многие годы спонсировала принцесса Диана.

С 1999 г. в Москве создана и продолжает работать ортопедическая мастерская в сотрудничестве с благотворительным католическим немецким обществом «Либенау» и «Холдингом реабилитологов Гейдельберга».  Реабилитация там проводится с использованием немецких технологий. Об основных методах реабилитации детей, больных ДЦП, расскажем в данной статье.

В Москве реабилитацией детей с ДЦП занимается также клиника восстановительной медицины и реабилитации БиАТи. В клинике имеется стационар (для госпитализации ребенка с сопровождающим лицом) и разработана методика «Мобильной реабилитации», когда ребенку после консультации подбирается индивидуальная программа занятий, а родители проходят обучение на семинарах и занимаются с ребенком дома.

С 2003 г. в бальнеологическом курорте в г. Трускавец в международной клинике реабилитационного лечения применяется методика профессора Козявкина. Эта система реабилитации получила признание, как одна из 4-х наиболее эффективных при ДЦП во всем мире.

Обработаны результаты реабилитационной терапии 12 000 пациентов с церебральным параличом по этой системе: нормальный мышечный тонус достигнут в 94%, научились сидеть 62% детей, начали самостоятельно ходить 19%, сформирован правильный контроль положения головы у 75%, могут разжать кисть (ранее сжатую в кулак) 87% детей.

Целью реабилитации, которая отличается от медикаментозного лечения, является физическая и социальная адаптация ребенка, расширение его индивидуальных возможностей.

Программа реабилитации разрабатывается индивидуально для каждого пациента.

В реабилитационных центрах работают с каждым ребенком специалисты: реабилитологи, эрготерапевты, логопеды, неврологи, ортопеды, психологи, методисты лечебной физкультуры и массажа.

Когда начинать занятия по реабилитации ребенка с ДЦП?

Чем раньше начат реабилитационный курс лечения, тем более результативным он является. Желательно начать этот курс уже с годовалого возраста малыша. Помимо работы специалистов, требуется активное и постоянное участие родителей. В некоторых реабилитационных центрах созданы условия для длительного совместного пребывания в них родителей и ребенка.

Продолжительность реабилитации зависит от степени тяжести заболевания и индивидуальных возможностей ребенка. Иногда длительность восстановительного курса равна 6 месяцам, а для других детей – это год, полтора или два ежедневных упорных занятий. В некоторых случаях родители проходят курс обучения и занимаются по предложенной программе с ребенком дома.

Опыт работы с детьми с ДЦП свидетельствует о том, что программа строится на поэтапном достижении очередной поставленной цели, пусть даже незначительной.  Это так называемый метод «дробной цели». Для одного ребенка это может быть возможность поменять положение тела, лежа на мате (самостоятельно перевернуться), для другого –  самостоятельно сидеть, для третьего – удерживать ложку или чашку.

Результаты отражаются в специально заведенном календаре, с помощью которого можно отследить время, которое понадобилось для достижения поставленной цели. В итоге каждый день будет новой ступенькой в развитии и задаст мотивацию на дальнейшие занятия, укрепит надежду и веру в их результативность.

Невозможно достичь всего и сразу.  Да и конечный результат реабилитации зависит от степени поражения головного мозга.  В настоящее время считается, что поведенческие нарушения связаны с поражением именно высшей нервной деятельности, а не с мышечно-двигательной функцией, поэтому ребенок не в состоянии скоординировать и выполнить целенаправленное движение.

Реабилитологи занимаются планомерным развитием двигательных возможностей ребенка. Формирование физического тела влияет и создает условие для развития интеллекта, психики.  Поэтому имеет значение ранний возраст детей для начала восстановительных занятий, когда интеллект еще можно развить.

Занятия по индивидуальной программе проводятся несколько раз в день. В среднем продолжительность одного сеанса 1-2 часа. И продолжительность занятия, и количество их подбираются конкретно для данного ребенка.

С годовалого возраста малыша занятия имеют игровую форму. Специальные игры способствуют моторно-сенсорной коррекции и развитию интеллекта: развиваются слух, зрение, чувствительность рук.  Продолжительность занятий в этом возрасте от 10 мин. до часа. С самого начала реабилитация направлена на бытовую и социальную адаптацию ребенка.

Основой методик реабилитации является процесс тренировок, повторение определенных упражнений по формированию нового стереотипа движений, нагрузочная лечебная физкультура. Дополнительно используются мануальная терапия и массаж, лазерная рефлексотерапия, коррекция движений с помощью электростимуляции мышц и центров движения в головном мозге.

Ряд общих подходов в процессе реабилитации:

  • плавание рекомендуется всем детям: оно хорошо укрепляет мышцы; координация при движении и сохранение равновесия менее важны, поэтому заниматься могут все дети;
  • поэтапность нагрузок: постепенное увеличение времени занятий;
  • улучшение функции взаимодействия между полушариям головного мозга достигается специальными упражнениями: передвижение на четвереньках, занятие на шведской стенке с перехлестом рук, попеременное поднимание разносторонних руки и ноги при ходьбе и др.;
  • тренировка равновесия и координации движений: упражнения на «покачивающейся доске» стоя на двух ногах, затем на одной; медленная ходьба по наклонной доске; попытки поймать мяч; прыжки с использованием скакалки, игра в «классики»; ходьба на руках с удержанием за ноги; рисование руками в воздухе «восьмерок»;
  • ориентация в пространстве улучшается с помощью игры в мячи разного размера, использование тренажера «туннель»;
  • мелкую моторику развивают с помощью игры с мозаикой и паззлами, собирания палочек, игры на музыкальных инструментах.

Бальнеотерапия

Хороший результат дает бальнеотерапия, или лечение водными процедурами. В воде снимается напряжение мышц (что способствует увеличению объема активных движений), уменьшаются подергивания мышц.  Применяются различные виды ванн (радоновые, хвойные, жемчужные, морские, скипидарные, кислородные и др.), гидромассаж, подводный массаж с аэрацией струи и озонированием.

Гальванические 4-камерные ванны «Веришофен» позволяют использовать комбинированное  действие воды, тока и лекарственного средства (бишофита, хвойного экстракта, скипидара и др.).

Цветодинамическая квант-камера сочетает бассейн и лазерный душ.  В бассейне имеется возможность проводить вытяжение позвоночника, разрабатывать суставы, использовать для массажа различные виды душа.

Дельфинотерапия

В Евпатории и во многих других крупных городах популярностью пользуется дельфинотерапия: психофизическая реабилитация происходит в процессе плавания и общения со специально подготовленными дельфинами. Курс дельфинотерапии должен быть не менее 2 недель. Лечение проводится круглый год.

Ребенок и животное взаимодействуют в виде игры. При этом ребенок получает не только массу новых положительных впечатлений, но и развивает свои возможности. Дельфин, прикасаясь к телу ребенка, стимулирует биологически активные точки. Ребенок трогает животное руками или ногами под наблюдением тренера, если у него имеются двигательные нарушения в них.

Постепенно элементы занятий усложняются. Кроме того, дельфин, все время работая плавниками, создает движение потоков воды и оказывает, таким образом, гидромассаж ребенку. В воде снимается нагрузка на суставы, тренируются мышцы.

Немаловажно и благоприятное эмоциональное воздействие: дельфин уменьшает психологическое напряжение, уходят чувства тревоги и гнева, появляются уверенность и инициативная активность у ребенка.

Иппотерапия

Уникальной по эффективности является иппотерапия (лечение с помощью лошадей), аналогов которой нет в мире. Во время тесного контакта с лошадью всаднику передается около 100 колебательных импульсов. Это способствует развитию моторики и формированию точных движений, активации мышечных рефлексов.

Ребенок получает двойной эффект: двигательный «тренажер» рук и ног для управления лошадью и «массажер с подогревом» (температура тела у лошади выше примерно на 2 градуса, чем у людей).  Развивается способность удерживать равновесие и контролировать синхронность движений. У лошадей очень сильное биополе, они подпитывают детей положительной энергетикой.

Аппаратная разработка

Широкое применение нашли ортопедические аппараты, реабилитационные тренажеры, гимнастические мячи, лесенки, ходунки. Специально разработаны современные приборы механотерапии с программным обеспечением и биологически обратной связью для лечения детей с параличами.

Активно-пассивный тренажер «Велотон», «Тренажер Гросса» помогают развивать моторику, подвижность в суставах, стимулируют мышцы.

Универсальная система Гросса  позволяет проводить одновременное занятие на других тренажерах (на шведской стенке, беговой дорожке, роликовых коньках или велосипеде).

Тренажер может использоваться и в бассейне, позволяя расширить набор водных упражнений.  Одновременно устройство предохраняет ребенка от травм и падений.

«Массажер-наездник» имитирует процесс верховой езды, передает ребенку аналогичные двигательные импульсы.

Костюм «Спираль» позволяет формировать новый стереотип  движений. Ребенка фиксируют в области таза, бедер и подмышек, подвешивают в специальной сетке. Инструктор раскачивает его. В головной мозг поступает правильный сигнал от мышц, и осваиваются новые навыки движений.

Предложенный российскими специалистами ортопедический пневмокомбинезон не только фиксирует суставы, но и вызывает напряжение мышц, благодаря чему конечности двигаются правильно. Совершенствуются и другие технологии, вспомогательные приспособления.

Санаторно-курортное лечение

В комплексе реабилитационного лечения детей с ДЦП может использоваться лечение в санаториях Одессы, Евпатории, Трускавца, Саки, где применяются такие эффективные методики, как:

  • физиотерапевтическое лечение (магнитотерапия, миотон, ультразвук, дарсонвализация);
  • грязелечение;
  • шиацу-терапия (массаж активных биоточек);
  • лазеротерапия;
  • массаж (позволяет снизить степень спазмирования мышц или их вялости);
  • монтессори-терапия (специальная методика по формированию умения концентрировать внимание, выработке самостоятельности);
  • занятия с логопедом;
  • занятия по методике Бобат (специальные упражнения в различных позах и со специальным оборудованием);
  • занятия по методике Пето (разделение каждого движения на отдельные акты и их разучивание).

Особенно эффективно комплексное использование методик и процедур.

Реабилитация детей с ДЦП требует продолжительного времени и активного участия родителей.

Резюме для родителей

Целью реабилитационного курса лечения является улучшение качества жизни ребенка и помощь ему в социальной и бытовой адаптации.

Реабилитация маленького пациента с ДЦП может быть более успешной и занять меньше времени при раннем обращении за помощью. Чем сохраннее головной мозг, тем лучше удастся развить у ребенка навыки и умения, добиться хорошей координации движений.

В первые годы жизни менее выражена спастичность мышц, деформация скелета. Поэтому в этом периоде есть возможность в большей мере компенсировать возникшие динамические нарушения, научить малыша выполнять необходимые движения по самообслуживанию.

Реабилитация требует и 100% отдачи родителей, и их терпения и внимания, и определенных финансовых затрат. Ведь помимо лечения в реабилитационном центре, придется заниматься с ребенком по индивидуальной программе и дома, а, значит, приобретать какое-то оборудование и специальные приспособления. Но только настойчивость, вера в успех и, конечно, любовь к ребенку помогут добиться результата.

К какому врачу обратиться

Чтобы получить направление на реабилитацию, нужно обратиться к педиатру или наблюдающему ребенка неврологу. В процессе восстановления должен участвовать ортопед, физиотерапевт, массажист, специалист по лечебной физкультуре, логопед, психолог. Иногда не обойтись без помощи хирурга.

: ( – 1, 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://myfamilydoctor.ru/reabilitaciya-detej-s-dcp/

Центр реабилитации Николая Блюма

Медицинская реабилитация больных - детский церебральный паралич

Лечение ДЦП – это тяжелый ежедневный труд, на пути улучшения и нормализации двигательных навыков: улучшения опорной функции, восстановления правильного стереотипа ходьбы, освобождения пояса верхних конечностей и развития моторики рук, шеи, речевого аппарата. И это совместный труд как пациентов, так и специалистов клиники.

В борьбе за здоровье пациентов был создан комплексный подход по сопровождению пациентов.

На всем пути реабилитации в единой связке работают неврологи, реабилитологи, эрготерапевты, психологи, логопеды, массажисты, инструкторы по лечебной физкультуре и водной терапии.

Причем, многие из них выбрали свою специальность именно потому, что им пришлось столкнуться с проблемой ДЦП лицом к лицу. И это помогает избежать формального подхода по отношению к каждому пациенту.

В клинике проводятся аппаратные исследования: ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, УЗДГ и рентген диагностика патологии шейного отдела позвоночника, крупных суставов, органов грудной клетки. Этот процесс необходим для анализа реального состояния пациента и выработки стратегии его реабилитации.

Тектонотомия

Современная хирургия решает множество ортопедических проблем детей с диагнозом ДЦП. Любой тип хирургического лечения требует длительного восстановления. Однако, восстановление может занять меньше времени, если ребенок будет правильно подготовлен к операции, а также начнет восстановление как можно быстрее после оперативного вмешательства.

ООО «Клиника БиАТи» предлагает специальные курсы, направленные на подготовку к оперативному вмешательству для детей с ДЦП, а также на восстановление после операции.

С 01.09.2019 года клиника проводит специальный реабилитационный курс для детей с ДЦП, которые перенесли хирургическое вмешательство либо планируют операцию.

Данный курс будет направлен на закрепление и улучшение достигнутого в ходе операции результата, устранение мышечных дисбалансов, формирование мышечного тонуса, на увеличение амплитуды движений в прооперированной конечности, на укрепление сгибательных и разгибательных мышц, ослабленных после операции, на восстановление функций дыхания после наркоза.

Курс длится 14 дней, стоимость 108 000 при оплате до 25 августа и 128 000 при оплате в день заезда 01.09.2019г.

В стоимость входит питание и проживание мамы (сопровождающего) с ребенком в четырехместном номере (две мамы, два ребенка) и курс реабилитации, состоящий из:

  1. Императивно-корригирующей гимнастика – 2 часа в день
  2. Механотерапия – 30 минут в день
  3. Водолечение – 1 час в день (занятия в бассейне, грязелечение)
  4. Дыхательная гимнастика (30 минут в день)
  5. Физиотерапия, массаж по показаниям
  6. Мотустерапия – 30 минут в день

Наши специалисты

Нейропсихолог – это специалист, который с помощью специальных занятий с пациентом, страдающим ДЦП интегрирует двигательные возможности, вновь приобретенные пациентом в результате последовательного прохождения курсов физической реабилитации в повседневные двигательные навыки. В этом ему значительно помогают занятия с еще одним специалистом – эрготерапевтом, задача которого развить у пациента эффективные навыки самообслуживания, поведения в быту, развить мелкую моторику.

Без логопеда невозможно говорить о комплексном подходе. В нашей клинике его работа начинается не с «нуля», а подготавливается работой реабилитологов, неврологов, врачей функциональной диагностики.

Вы можете годами ходить к отдельно практикующему логопеду, но результаты будут незначительные. Причина этому проста. Коррекция речевого аппарата, невозможна без изменения биомеханики шеи, челюсти, языка и неба, а также без активизации центров головного мозга.

Все эти предпосылки должны создать вышеперечисленные специалисты.

Основы физической реабилитации составляют императивно-корригирующие упражнения. Организовать выполнение этих упражнений вам поможет обширных парк тренажеров (реабилитационные модули) и обученные инструкторы-методисты. Инструкторы – это специалисты, прошедшие специальную программу обучения, имеющие высшее профильное образование.

Из-за физиологических нарушений организм человека, страдающего ДЦП, изнашивается быстрее. Большинство взрослых людей с ДЦП испытывают боль и усталость, которые обусловлены нарушениями в результате болезни.

Усталость часто является серьёзной проблемой, поскольку на выполнение любых движений пациенты с ДЦП используют в 3-5 раз больше энергии.

Благодаря специальному комплексу физических упражнений устраняется мышечная слабость и боль, восстанавливается уверенность движений.

Сильные сохранные мышечные группы мы не тренируем. Наша задача восстанавливать и заново активировать мышечные группы, которые выпали из работы. Задействование слабых мышечных групп не так энергозатратно для пациента. Благодаря этому мы успеваем сделать большой объем работы за день. Пациент при этом не так устает и прогресс движется быстрее.

Методика, используемая в центре нейрореабилитации BRT, направлена на значительное улучшение работы опорно-двигательного аппарата человека, страдающего ДЦП. Реабилитация включает в себя восстановительное лечение, психологическую реабилитацию, социальную и бытовую адаптацию. Программа реабилитационной терапии строится персонально под каждого пациента.

Каких результатов можно достичь зависит от исходного состояния опорно-двигательного аппарата пациента.

  • Если человек сам передвигается, мы можем улучшить опорную функцию ног, увеличить длину шага, улучшить состояние позвоночника, тем самым укрепить спину, уменьшить болевой синдром.
  • Если страдают руки, мы можем уменьшить спастику и увеличить объём движений в руках и, тем самым, создать возможность к самообслуживанию или формированию трудовых навыков.
  • Если страдает шейный отдел, то укрепить мышцы шеи и голова будет меньше запрокидываться.
  • Если человек передвигается на коляске, мы можем улучшить состояние спины – более вертикальная и устойчивая посадка. Улучшить функции рук, чтобы была возможность к самостоятельному передвижению на коляске.
  • Силовые тренажеры позволяют в безопасном режиме восстановить физическую силу и двигательные навыки.
  • Рабочую нагрузку формирует не вес или груз, а сжатый воздух. Мышцы работают, суставы — отдыхают.
  • Компьютерная система Smart Touch. Нагрузка нарастает и убывает, адаптируясь под сокращения мышц.

Источник: https://www.brtclinic.ru/rehab/dcp/

Причины

Родителей интересует, из-за чего у ребёнка может возникнуть детский церебральный паралич.

Важно понимать, что патология может появиться в период внутриутробного развития, во время родов и после появления на свет малыша. Существует немало факторов, которые способствуют возникновению болезни.

Можно выделить основные из них, чтобы люди могли примерно понимать, в каких ситуациях формируется болезнь.

Главные причины:

Неправильное формирование коры головного мозга. Подобное происходит под влиянием многих негативных факторов. В частности кислородное голодание способствуют возникновению церебрального паралича.

Преимущественно гипоксия возникает из-за проблем при беременности, то есть, из-за позднего токсикоза, инфекционных болезней и нарушения плацентарного кровообращения.

Как итог, под влиянием негативных факторов детский мозг не может развиваться в полном объёме.

  • Родовые травмы. Они вызывают поражение головного мозга. Нередко их можно получить в случае затяжных или скоротечных родов, при пониженной родовой активности, из-за узкого таза и неправильного размещения плода. Даже длительный безводный период может спровоцировать развитие у ребёнка ДЦП.
  • Заражение плода вирусной инфекцией. В особенности негативно на головном мозге сказывается герпес и краснуха.
  • Острые болезни матери, которые наблюдаются в период беременности. К ним можно отнести пороки сердца, ожирение, сахарный диабет и анемию.
  • Интоксикацию плода. Отравление вне зависимости от тяжести крайне негативно сказывается на состоянии малыша.
  • Ошибки медицинского персонала в период родов. Чтобы предотвратить возникновение данного фактора, важно выбирать хорошую клинику.
  • Резус-конфликт крови матери и ребёнка. Из-за него у малыша возникает ядерная желтуха, при этом в качестве осложнения возникает детский церебральный паралич.
  • Недоношенность и крайне низкий вес у ребенка. Если у женщины наблюдаются преждевременные роды, тогда примерно в 50% случаев у малыша могут диагностировать детский церебральный паралич.

Женщина должна планировать беременность и хорошо к ней подготовиться, чтобы снизить вероятность возникновения болезни. Важно выполнять профилактические меры, которые позволят уберечь малыша от церебрального паралича.

Если же болезнь уже была диагностирована, тогда потребуется реабилитация детей с ДЦП. Существует немало различных методик, с помощью которых можно восстановить несовершеннолетнего, который столкнулся с заболеванием.

Фазы развития

При реабилитации детей с ДЦП можно выделить конкретные ступени развития. Среди них можно выделить три основных вида, каждый из которых имеет свои особенности.

Фазы:

  • Ранняя. Она диагностируется у детей в возрасте до 5 месяцев. Проявляется задержкой в развитии несовершеннолетнего, а также в сохранении рефлексов, как у новорожденных. При этом малыш не может играть одной из рук из-за того, что нарушается тонус мышц.
  • Начальная резидуальная. Определяется у детей, которым до 3 лет. Стоит отметить, что дети с ДЦП к двум годам могут не пробовать разговаривать, при этом становится заметна асимметрия в теле. У ребёнка наблюдается повышенная потливость, при этом он может часто давиться свое слюной и едой. Малыши с церебральным параличом не могут полноценно двигаться.
  • Поздняя резидуальная. Она определяется у детей, которым уже больше 3 лет. При этом наблюдается тугоподвижность, укороченность ноги на повреждённой стороне, проблемы с зубами, а также судороги. Значительно нарушается качество слуха, речи и зрения, могут присутствовать расстройства мочеиспускания и дефекации.

Естественно, чем раньше будет диагностировано заболевание, тем проще будет проходить физическая реабилитация детей с ДЦП. Обязательно будет подбираться конкретная программа, при которой будет проходить адаптация.

Важно, чтобы с детьми работали специалисты, так как в этом случае точно удастся добиться успеха.

Родителям ни в коем случае нельзя откладывать реабилитацию на потом, её нужно начинать сразу после обнаружения тяжёлой патологии.

Основные сведения о методиках

Когда требуется реабилитация при ДЦП, обязательно потребуется комплексный подход к делу. Если использовать только один способ восстановления, тогда особого результата не будет. По этой причине важно подобрать разные техники, которые позволят значительно быстрее достичь нужного результата.

Самое важное при реабилитации – это социальная адаптация больного. Также потребуется выполнить обучение больного, позаботиться об эмоциональном развитии и о приобретении навыков общения.

Обязательно нужна физическая адаптация, потому как ребёнок должен приспособиться к особенностям своего организма. Понадобится коррекция двигательных дефектов в зависимости от ситуации.

Обязательно нужно расширять индивидуальные качества пациента.

Стоит выделить ряд методик, которые позволяют улучшить состояние ребёнка при ДЦП:

  • Массаж. Он обязательно назначается для малышей, у которых имеется детский церебральный паралич. Мануальный и точечный метод должен выполняться специалистом. Важно правильно выполнять все действия, чтобы значительно улучшить состояние пациента.
  • Лечебная физкультура. Она требуется для того, чтобы ребёнок поддерживал двигательную активность и учился управлять своим телом. При этом конкретные упражнения подбираются индивидуально для человека.
  • Использование аппаратных тренажеров и специальных приспособлений. С их помощью будет значительно проще улучшить состояние ребёнка.
  • Психологические адаптационные занятия. Она обязательно потребуется для больных малышей, потому как им важно смириться с вынужденным состоянием.
  • Логопедические упражнения. Малышу обязательно нужно заниматься с логопедом, а также выполнять техники артикуляционного логомассажа. Это позволит научиться лучше произносить звуки и слова.

Безусловно, для каждого малыша индивидуально определяется реабилитация при ДЦП. При выборе конкретного метода важно будет отталкиваться от того, помогает ли он ребёнку. Многие методики практикуются в специализированных центрах реабилитации. При этом некоторые способы можно использовать в домашних условиях, если родители хотят самостоятельно заниматься несовершеннолетним.

Важно понимать, что именно опытный специалист поможет более качественно пройти процесс восстановления, потому как он знает важные нюансы процедур и сможет корректировать подобранный комплекс.

Аппаратная реабилитация

Это один из главных методов восстановления, при котором применяется специализированное оборудование. Оно разработано специально для лечения детского паралича. При этом важно будет в зависимости от состояния ребёнка подбирать подходящие приспособления.

К основным элементам оборудования можно отнести следующие предметы:

  • Тренажёры. Например, применяются велотренажёры и устройство Гросса.
  • Ходунки и  вертикализатор. Они помогают детям научиться лучше двигаться и контролировать своё тело.
  • Виброплатформа.
  • Ортопедические предметы. В данную группу можно отнести различные вещи от обуви до специальных устройств, предназначенных для сидения.
  • Лесенки.
  • Гимнастические мячи. Они используются при занятиях лечебной гимнастикой.

Важно использовать специальные аппараты по той причине, что они предотвращают возникновение травм у малышей. Все объекты специально приспособлены под больных пациентов. При этом врачи должны сами решать, какие именно устройства окажутся полезными для конкретного ребёнка.

Крайне важно не допускать спастичности мышц, потому как это негативно влияет на состояние организма. Человек должен заниматься на виброплатформе, чтобы предотвратить нежелательное состояние. Также с её помощью удастся нарастить мышечную массу и улучшить координацию движений.

Помимо этого, дети часто используют специальные костюмы, которые будут воздействовать на ту или иную мышцу. Они также будут стимулировать мозговую деятельность, и выступать своего рода будильником для клеток, находящихся в спящем состоянии.

Специальные устройства потребуются даже в повседневной жизни, потому как с их помощью удастся облегчить участь малыша. Например, используются кресла-туалеты, инвалидные коляски и особые удерживающие устройства.

Некоторым детям рекомендована скандинавская ходьба, которая выполняется с использованием специальных палок. Этот вид упражнений будет развивать мышцы плечевого пояса, потому как пациенту придётся активно двигаться. Естественно, для выполнения подобного упражнения ребёнку нужна будет поддержка и помощь.

Бобат-терапия

Данная методика реабилитации детей с ДЦП используется для того, чтобы воздействовать на мозг малыша при помощи различных тактильных, сенсорных и других раздражителей. При этом будут применяться разные классические подходы. В частности человеку придётся пройти все стадии развития, например, переворачивание и вставание.

Потребуется использовать все специальные позы и положения тела. Понадобится подавлять ненужные движения, а также ребёнок должен стараться выполнять более качественно упражнения. Малышу обязательно нужно будет работать в команде, то есть, вместе со своей семьёй.

При этом один из основных принципов терапии – не причинять малышу боль и дискомфорт.

Метод Козявкина и Войта

С помощью метода Козявкина тоже выполняется реабилитация детей с ДЦП. Данная методика подразумевает применение мануальной терапии для того, чтобы корректировать позвоночник. Также потребуется электростимуляция мышц, различные гимнастические упражнения, тренажёры. Также используются особые костюмы, к примеру, спираль, чтобы упростить лечение для человека.

Методика Войта лучше всего использовать для детей, которым ещё не исполнился год. Он подразумевает применение комплекса упражнений, направленных на ползание и переворачивание.

Комплекс выполняется родителями пациента, при этом людям понадобится особая подготовка. Взрослые обязательно должны точно знать, как именно выполняется то или иное упражнение.

Важно проконсультироваться со специалистами, чтобы освоить данную технику реабилитации.

Иппотерапия и дельфинотерапия

Иппотерапия – это ещё один способ реабилитационного мероприятия, при которой ребёнка будут знакомить с лошадью. Больному малышу важно проводить время с животными, чтобы у него улучшалось настроение, а также происходила адаптация. В данной ситуации ребёнка будут учить езде верхом.

Данный метод полезен тем, что будет происходить рефлекторного сокращения мышц больного. В частности, человек, находясь на лошади, будет неосознанно сжимать ноги, пытаясь обхватить туловище животного. Помимо этого, во время езды на лошади начинают работать другие мышцы.

Отдельно стоит отметить, что лошадь во время движения будет отдавать своё тепло и выполнять массажный эффект. Помимо этого, она массирует ноги пациента и таз.

Если нет возможности обучаться верховой езде на ипподроме, тогда рекомендуется использовать специальный тренажёр. Он хоть и не заменит то тепло, которое отдаёт лошадь, но при этом остальные функции выполняет.

Естественно, по возможности стоит всё-таки постараться записаться на верховую езду. Потому как ребёнка важно общаться с животным, это будет положительно сказываться на состоянии здоровья.

Следует отметить, что дельфинотерапия даёт положительные результаты, более того, она уменьшает замкнутость и помогает ребёнку найти общий язык со сверстниками.

При этом прямой контакт с дельфином крайне приятен и полезен. Общение с живым существом будет положительно воздействовать на психическое состояние пациента.

При этом несовершеннолетний будет развивать свой интеллект, и улучшать речь.

Более того, во время процедуры тело ребёнка будет расслабляться. Благодаря этому наступит своего рода умиротворение. Дельфины, которые принимают участие в процедуре, специально обучены для взаимодействия с детьми.

Они не проявляют агрессию, но при этом всё занятие проходит под наблюдением доктора, а также с участием специалиста, который отвечает за живое существо. Все процедуры приятно проходят для больных детей и не приводят к возникновению негативных последствий.

Естественно, прежде чем выполнять дельфинотерапию, обязательно нужно посоветоваться с врачом по поводу данной методики лечения.

Правильным решением будет посещать специальный реабилитационный центр. Там работают специалисты, которые знают, как помочь детям с церебральным параличом. При этом родители и в домашних условиях должны позаботиться о том, чтобы улучшить самочувствие ребёнка. Только в такой ситуации удастся добиться положительного результата и значительно повысить качество жизни ребёнка.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/dtsp/reabilitatsiya-detej.html

Реабилитация детей с ДЦП — виды программ по восстановлению

Медицинская реабилитация больных - детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич – это заболевание, которое требует прохождение всевозможных процедур и программ.

Реабилитация детей с ДЦП включает в себя физические мероприятия по восстановлению мышечной активности, социальную адаптацию, употребление медикаментов, психологическую подготовку.

Дети, которым поставлен диагноз ДЦП, на всю жизнь остаются инвалидами.

Это объясняется тем, что поражены те участки головного мозга, которые отвечают за правильную речь и мышечный тонус. После рождения для каждого ребенка составляется своя индивидуальная программа по восстановлению (реабилитации).

В первую очередь, больному малышу необходима медицинская реабилитация. Существует значительное количество медицинских методов лечения – это и употребление медикаментозных препаратов, и лечебный массаж, и специально подобранные физические упражнения, и физиотерапевтические мероприятия.

Медикаментозная терапия

Медикаменты применяются в первые шесть месяцев жизни малыша или при частых судорогах, а также для предотвращения самопроизвольных действий и снижение спастики мышц.

Медикаментозная терапия включает в себя следующие препараты: ноотропил, пирацетам, актовегин, церебролизат, церебролозин, солкосерил, агапурин, трентал, тималин, кортексин, сермион и другие.

Препараты назначаются врачом в необходимой дозировке.

Для улучшения работы нервной системы используются фолиевые и липоевые кислоты, бемитил, глицин и другие комплексные аминокислоты, рибоксин, АТФ и другие. Также с учетом особенностей организма используются аитоиммунные, гормональные и биогенные препараты.

Антиконвульсанты – это группа медикаментов, которые предохраняют от судорожной активности. Как правило, такие препараты применяются довольно продолжительное время.

Бензодиазепины – эта группа препаратов используется при очень сильных судорогах или эпилептических припадках. Наиболее распространен среди препаратов диазепам – он воздействует непосредственно на химические процессы, происходящие в головном мозгу.

Для устранения спастики (болезненного сокращения мышц) применяются следующие препараты: диазепам (расслабляет и мозг, и тело), баклофен (блокирует сигналы мозга о сокращение мышц), дантролен (имеет непосредственное влияние на сокращение мышечных тканей).

Также к медикаментозному лечению относятся инъекции ботулинового токсина А, более известного, как ботокс.

Препарат вызывает умеренный паралич мышечных тканей и снимает их напряжение. Эффект от инъекций может продержаться от 3 до 6 месяцев.

Медикаментозная терапия не дает долгого эффекта и является дополнением к другим методикам лечения.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура (ЛФК) – это необходимая процедура при реабилитации ДЦП. С помощью физкультуры ребенок сможет улучшить координацию своих движений, уменьшить нарушение мышечного тонуса, приобретет необходимые навыки, необходимые для нормальной жизни.

Лечебная физкультура сформирует у малыша необходимые трудовые навыки, научит правильным телодвижениям, освоит навыки самообслуживания.

Для каждого отдельного ребенка составляется определенная программа занятий в соответствии с его степенью заболевания, возраста, особенностям развития. Важное значение имеет регулярность, непрерывность и постепенное увеличение нагрузок.

Для первых двух лет жизни ребенка с ЦП очень важно развивать его вестибулярный аппарат.

Для этого необходимы следующие упражнения:

  • ходьба с поворотом головы;
  • ходьба с размахами руками вперед-назад;
  • ходьба с закрытыми/открытыми глазами;
  • поднятие головы из положения лежа;
  • наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад;
  • «ползание» по твердой поверхности;
  • разработка шеи, конечностей и суставов.

Детям от двух лет и старше рекомендованы следующие упражнения:

  • «мельница»;
  • наклоны туловища влево-вправо;
  • продольные и поперечные выпады ногами;
  • приседания;
  • растяжка ног различными способами;
  • подтягивания и отжимания;
  • «лодочка»;
  • подъем ног из положения лежа.

Массаж

Массаж также входит в обязательную программу реабилитации детей с ДЦП.

Техника выполнения массажа может быть разной: это и потряхивания, и легкие поглаживания, и растирающие, разминающие движения, и пощипывания, и катания различных предметов, и вибрация.

Выбор техники также зависит от возраста и точного диагноза маленького пациента. Массаж стимулирует некоторые изменения в организме:

  • улучшается обмен веществ;
  • нормализирует тонус мышц, улучшаются моторика;
  • укрепляются мышцы и увеличивается мышечная масса;
  • улучшается артикуляция;
  • увеличивается рефлекторное влияние на внутренние органы.

Физиотерапия

Физиотерапия включает в себя множество разных процедур: водолечение, электролечение, магнитотерапия, грязелечение, электростимуляция, иппотерапия, ультразвук, электрофорез и другие.

Электротерапия может назначать с первого дня жизни и длится от нескольких секунд до нескольких минут.

Под воздействием этой процедуры улучшается кровообращение и работа импульсов головного мозга.

Ультразвук используется как тепловая процедура, используемая для того, чтобы расширить сосуды ребенка.

Электрический сон применяется при нарушении сна, приступах эпилепсии и противопоказания к другим методам физиотерапии.

Одной из самых популярных процедур физиотерапии являются водные мероприятия: это и соленые ванны, плавание в бассейне, морские и хвойные ванны, дельфинотерапия. Как правило, водные процедуры сочетаются с гимнастикой и подводным душем-массажем.

Психолого-педагогическая и логопедическая коррекция

В комплексное лечение ДЦП также входят занятия с педагогами-психологами и логопедами.

Основные принципы психолого-педагогической работы:

  • развитие навыков общения с окружающими: речи, эмоций, игровых и трудовых навыков;
  • организация окружающей среды ребенка, чтобы он из-за болезни не слишком отличался от своих сверстников;
  • стимуляция интеллектуальной деятельности;
  • формирование представлений о пространстве и времени;
  • развитие пяти основных чувств;
  • подготовка к учебной и познавательной деятельности: чтение, овладение письмом, математические и физические представления;
  • формирование правильной координации и моторики;
  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Большой вклад в коррекционную работу с ребенком вносит логопедия. Основными принцами логопедической работы являются:

  • развитие правильной и понятной окружающим людям речи;
  • улучшение артикуляции;
  • устранения нарушений произношения каких-либо слов;
  • формирование речевого дыхания и голоса;
  • развития силы голоса и речевого потока.

Социально-средовая реабилитация детей с ДЦП

Социально-средовая адаптация направлена на обучение ребенка навыков общения и поведения в той или иной социальной среде: в школе, детском саду, на улице и так далее.

Как правило, программа по социальной адаптации включает в себя следующие пункты:

  • обучение ребенка навыкам поведения в социуме (обществе);
  • трудовая терапия;
  • социально-культурная адаптирование;
  • социально-бытовая реабилитация;
  • индивидуальная терапия – составляется согласно возрасту, диагнозу и уже приобретенным навыкам.

Как правило, дети с церебральным параличом намного эмоциональнее и возбудимее своих сверстников, поэтому очень важны занятия с профессиональными психологами и социологами.

В рамках социально-средовой адаптации ребенка учится отличать плохое от хорошего, позитивному отношения к своей семье, к друзьям и сверстникам, к школе и процессу обучения, к окружающими миру. Дети на примерах учатся подобающему поведению в меняющемся и иногда пугающем их мире.

Благодаря постоянным и непрерывным занятиям у разного рода специалистов и прохождением различных процедур, ребенок научится сосуществовать в окружающей его среде, учиться, развиваться и радоваться жизни.

на тему

Источник: http://neuro-logia.ru/zabolevaniya/detskij-cerebralnyj-paralich/reabilitaciya-detej-s-dcp.html

Методы реабилитация детей с ДЦП

Медицинская реабилитация больных - детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич развивается вследствие повреждения тканей головного мозга (поражение ствола, коры, капсулы).

Клинически заболевание проявляется параличом, атонией или гипертонусом отдельных групп мышц, а также нарушением глотательного рефлекса, умственного развития, трудностями с социальной адаптацией. В зависимости от зоны поражения симптоматика отличается.

Наиболее частыми причинами болезни являются родовая травма, асфиксия в родах, внутриутробная инфекция. При постановке диагноза ДЦП ребенку необходимо постоянное лечение и реабилитация, которые помогают облегчить тяжесть патологии.

Основные методики реабилитационного курса ДЦП

Восстановительный курс пациентов с ДЦП проводится на базе реабилитационных центров, созданных государством. Больных туда может направить участковый педиатр, терапевт или врач соматического отделения.

Реабилитация детей с ДЦП включает большое разнообразие процедур, направленных на снижение тонуса мускулатуры, стимуляцию умственного развития и коллективизацию ребенка.

Длительность восстановительного периода различная и зависит от тяжести болезни (тяжелая степень требует постоянных занятий). Врачи и реабилитологи советуют начинать программу восстановления с 1 года.

Результат эффективности лечебных мероприятий при ДЦП зависит от возраста ребенка. Так как у малышей нейронные связи в мозгу восстанавливаются на много быстрее, чем у детей постарше.

Основные методы реабилитации ДЦП:

  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • бобат- и войта-терапия;
  • водолечение;
  • использование приспособлений и тренажеров, предотвращающих развитие патологической позы, снижающих гипертонус мышц;
  • занятия с логопедом для коррекции дефектов речи;
  • психологическая поддержка родителей и ребенка;
  • лекарственная терапия, необходимая для устранения чрезмерного тонуса мускулатуры;
  • хирургические операции – сухожильная пластика, корригирующая остеотомия;
  • проведение нейрохирургических операций;
  • физиотерапия;
  • иппотерапия,  дельфинотерапия;
  • арт-терапия (терапия при помощи рисунков);
  • сенсотерапия.

В ходе реабилитации перед ребенком ставится одна цель: научиться переворачиваться, стоять, сидеть, захватывать или удерживать предметы. В ходе занятий улучшается адаптация ребенка к обществу, а также интеллектуальные способности ребенка.

Медикаментозное и хирургическое лечение

Реабилитация у детей с ДЦП обязательно включает лекарственную терапию.

Целью использования медикаментозных средств являются:

  • снижение тонуса мышц (снятие спазма глотки или ее паралича, ослабление патологической позы);
  • стимуляция кровообращения головного мозга;
  • устранение судорожного синдрома;
  • улучшение проводимости нервных импульсов в тканях мозга.

У пациентов с ДЦП часто возникают эпилептические приступы. В качестве противосудорожной терапии применяют лекарственные средства Ламотриджин или Топарамат.

Мидокалм, Баклофен активно используется для снижения гипертонуса мускулатуры, что облегчает восстановление двигательной активности у ребенка в дальнейшем.

Для стимуляции мозговой деятельности доктора назначают лекарственный препарат Актовегин, который необходим для улучшения мозгового кровообращения. При сильных болях врач выписывают анальгетики и спазмолитики.

Если у ребенка с ДЦП имеются сопутствующие заболевания, такие как сахарный диабет, гипотиреоз, к лечению прибавляются терапия Тироксином и Инсулином короткого или длительного действия. Ожирение лечат при помощи лекарств ускоряющих обмен веществ, сбалансированного питания и физической нагрузкой. При сильном возбуждении детям назначают антидепрессанты.

Ортопедическая и хирургическая коррекция

К хирургической помощи относятся операции по устранению контрактур в суставах, возникающих при постоянном повышенном тонусе сгибателей (разгибателей) и атрофии мышц антагонистов.

Хирурги осуществляют оперативное вмешательство для замены суставов, проведения сухожильной пластики, остеотомии. Операции на головном мозге проводятся для восстановления работы нервных пучков.

Эти методики помогают частично облегчить и восстановить двигательную активность пациента.

Массаж и лечебная физкультура (ЛФК)

Массаж и ЛФК считаются основными направлениями физической реабилитации ДЦП. Массаж осуществляется только специалистом. Эта процедура проводится ежедневно и предназначена для улучшения кровообращения в конечностях, снятия спазмов мышц.

Лечебная физическая культура необходима для восстановления работы атоничной мускулатуры. С ребенком занимается врач по ЛФК, который назначает комплексы упражнений в зависимости от клинических проявлений ДЦП.

Ребенок выполняет упражнения самостоятельно, а также при помощи врача или мамы. Занятия проводятся на коврике, с мячом, гантелями.

В комплекс занятий часто включаются наклоны, приседания, выпады ногами, ползание, растяжка, ходьба.

Врачи ЛФК используют упражнение «туннель», ходьбу по наклонной или покачивающейся доске для тренировки равновесия, прыжки со скакалкой, резинкой, игру «классики». Ежедневные занятия 2 раза в день по 1 часу в течение года приводят к положительным результатам. Отменять занятия не рекомендуется.

Использование приспособлений и тренажеров

Для облегчения движений и перераспределения нагрузки на мышечную систему ребенка доктра применяют специальные комплексы.  Они крепятся к потолку и полу, имеют множество растягивающих элементов, которые немного противодействуют спазмированным мышцам, а также осуществляют пассивные движения атрофированной мускулатуры.

Занятия на тренажерах осуществляются только под присмотром медицинского персонала или матери. Родителей активно обучают правильно пользоваться тренажерами, чтобы не нанести вред ребенку.

Использование костюма Адели улучшит результаты тренировок, облегчит движения в повседневной жизни.

Тренажер «наездник», костюм «спираль», универсальная система Гросса помогают приобрести новые навыки и ощущения.

Пациентам с ДЦП необходимы инвалидные кресла, ходунки, стулья-туалеты, гигиенические сиденья для ванн, велотренажеры. Можно приобрести вертикализаторы. Это приспособления для удержания ребенка в положении стоя.

Они оснащены специальным столиком для приема пищи и колесиками, облегчающими перемещения ребенка по помещению.

Физическая культура, массаж, специализированные приспособления используют также в реабилитации взрослых с ДЦП.

Другие методики

Медицинская реабилитация ДЦП включает множество методов: физиопроцедуры, логопедические занятия, различные настольные, а также подвижные игры. Полезны водные процедуры, плавание с дельфинами.

Физиопроцедуры

К физиотерапии относятся вoдoлeчeниe, элeктpoлeчeниe, мaгнитoтepaпия, гpязeлeчeниe, элeктpocтимуляция, ультpaзвук, элeктpoфopeз. Из водных процедур выделяют плавание в бacceйнe, мopcкиe, xвoйныe ванны, дeльфинoтepaпия.

Плавание оказывает положительный эффект на все группы мышц, способствует росту скелета, успокаивает ребенка. Его часто сочетают с гимнастикой. Цветодинамическая квант-камера объединяет занятия в бассейне с лазерным душем.

Электротерапию назначают для стимуляции работы головного мозга путем улучшения кровотока. Гальванические ванны сочетают воздействие электрического тока, воды, лекарственных веществ. Ультразвуковая терапия проводится для улучшения кровообращения. Если ребенок возбужден, просыпается ночью, а также имеет частые эпилептические припадки, ему показан электросон.

Дельфинотерапия, иппотерапия

Реабилитация ДЦП включает лечение дельфинотерапией. Курс занятий длится 2 недели. Ребенок получает новые ощущения, массу положительных эмоций. При движении плавниками, дельфин направляет на малыша потоки воды, которые обладают эффектом вибрационного массажа. Прикосновения к дельфину стимулируют сенсорную чувствительность, что помогает работе функциональных центров головного мозга.

Иппотерапия – поездки на лошади верхом. Эта методика укрепляет мышцы спины, способствует тренировке равновесия, проводит профилактику депрессии у детей. Она подходит для малышей старше 2 лет, подросткам, а также взрослым.

Занятия с педагогами, логопедами и психологами

Задача педагогов и психологов во время реабилитации ДЦП научить ребенка общаться с окружающими людьми, используя речь, эмоции, жесты, игру, труд.

Персонал должен создать для ребенка обстановку, в которой он не будет чувствовать себя неполноценным. Педагоги и родители учат малыша обслуживать себя самостоятельно, подготавливают ребенка к обучающему процессу.

Логопеды выстраивают четкую, правильную речь, исправляют произношение слов, формируют силу голоса и речевого потока.

Развивающие игры и рисование

В ходе реабилитации врачи советуют больше заниматься мелкой моторикой. Она развивает интеллектуальные способности ребенка. Для этих целей подойдет мозаика, пазлы, конструкторы, собирание палочек, игра на музыкальных инструментах. Очень полезно детей с ДЦП приобщать к арт-терапиии. Рисование успокаивает ребенка, дает ему возможность выразить свои мысли и эмоции, готовит к обучению.

Сенсотерапия, бобат-терапия, войта-терапия

Для больных с ДЦП в условиях реабилитационных центров имеются сенсорные комнаты. Они оснащены различного рода раздражителями (разноцветные гирлянды и светильники, массажные кресла, кушетки, мячики с пупырчатой поверхностью, сухие ванны, наполненные цветными шариками). Ребенок находится в помещении вместе с мамой в течение 30-40 минут.

Бобат-терапия осуществляется за счет поддерживающих и стимулирующих методик к движению. Войта-терапия – это запуск определенных групп мышц на рефлекторном уровне. Ее применяют у детей до 1 года. Своевременное использование этого метода может остановить или предупредить появление заболевание.

Заключение

Реабилитация является важным этапом восстановления при наличии у больных детского церебрального паралича. Она применяется во взрослой, а также педиатрической практике.

Для достижения успешного лечения необходимо упорно заниматься лечебной физической культурой, посещать физиопроцедуры на протяжении нескольких лет.

Комплексный подход к восстановительной терапии на ранней стадии болезни может привести к улучшению состояния больного, а у детей до 1 года к предупреждению дебюта ДЦП.

Реабилитация ДЦП — видео

Источник: http://PosleVipiski.ru/nevrologiya/reabilitatsiya-dtsp.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.