Оценка зрелости новорожденного

Содержание

Что означают группы здоровья новорожденных

Оценка зрелости новорожденного

Поддержанию здоровья детей испокон веков уделяется особое внимание.

Важно не только сохранять и развивать иммунитет малыша, но и во время принимать комплекс мер по устранению или облегчению имеющихся заболеваний, учитывая все возможные нюансы, в том числе и особенности развития ребенка. Ведь основная задача состоит в том, чтобы ни в коем случае не навредить, а наоборот – помочь и улучшить.

Оценка состояния здоровья маленького человека начинается с момента его появления на свет. Позже, каждому ребенку присваивается определенная группа здоровья. Поговорим об этих параметрах подробнее.

Оценка здоровья новорожденного: шкала Апгар

Новорожденный появился на свет. Врачи в роддоме измеряют его рост, вес, а также незамедлительно определяют здоровье новорожденного по шкале Апгар. Такая шкала оценки здоровья новорожденных была разработана еще в 1952 врачом-анестезиологом, в честь которого назвали эту единицу измерения, где каждая буква обозначает определенный жизненно важный показатель.

  • A – цвет кожи,
  • P – пульс (сердцебиение),
  • G – гримасы,
  • А – активность движений,
  • R – рефлекторные показатели, дыхание.

Каждому из пунктов присваивают оценку по шкале от 0 до 2 баллов.

  • 0 – низкая оценка (признак отсутствует),
  • 1 – удовлетворительная оценка (признак выражен слабо),
  • 2 – наивысшая оценка (признак ярко выражен).

Далее суммируются оценки по каждому из вышеперечисленных признаков, их суммарное значение составит от 0 до 10 баллов.

Чтобы определить развернутую оценку состояния ребенка, производят измерения не только на первой минуте жизни ребенка, но и на пятой. Эти две показателя записывают в медицинский документ (например, 7/8 или 8/9). Обычно баллы на пятой минуте больше, чем на первой.

ОСОБЕННОСТИ! Когда показания на пятой минуте в сумме составляют менее 7 баллов, производятся дополнительные измерения в течение 20 минут с промежутками в 5 минут.

О чем говорят суммарные значения

  • 7 – 10 баллов – состояние новорожденного отличное.
  • 4 – 6 баллов – удовлетворительное состояние (может потребоваться дополнительная врачебная помощь).
  • Ниже 4 баллов – критическое состояние (необходима срочная реанимация).

Поговорим о каждом критерии подробнее.

Цвет кожи

При розовом цвете кожных покровов и конечностей производят оценку в 2 балла. Это говорит о том, что циркуляция крови находится в норме. Врач осматривает стопы, ладони, губы и рот новорожденного. Если они имеют синий окрас – присваивают 1 балл, если все тело бледное или синюшное – показатель оценивают в 0 баллов.

Пульс (сердцебиение)

Высший балл присваивается, если сердечный ритм составляет более 100 ударов в минуту. При замедлении сердечных сокращений (менее 100 ударов) – присваивают 1 балл. Отсутствие сердцебиения или редкие сердечные удары свидетельствуют о гипоксии. В таком случае начисляют 0 баллов.

Гримасы (рефлексы)

Малыши, имеющие ярко выраженные сосательный, глотательный и хватательный рефлексы, получают 2 балла.

Слабое проявление рефлексов или отсутствие некоторых из них – 1 балл.

Отсутствие рефлексов – 0 баллов.

Активность движений (мышечный тонус)

Активное размахивание ручками и ножками – 2 балла

Редкие и слабые движения конечностями, согнутые ручки и ножки – 1 балл

Отсутствие движений, свисание конечностей – 0 баллов

Рефлекторные показатели (дыхание)

Новорожденный, появившийся на свет с громким криком и частотой дыхания 40-45 дыхательных движений в минуту, получает 2 балла.

При слабом крике и нерегулярном дыхании – 1 балл

Отсутствие крика и дыхания – 0 баллов.

Оценка состояния здоровья новорожденного, рожденного раньше срока

Изначально шкала Апгар предназначалась для доношенных детей, но в нынешнее время применяется и для оценки состояния недоношенных малышей. Суммарные показатели у таких младенцев обычно невелики, но зачастую детки, у которых баллы увеличиваются на 5-той минуте, значительно повышают свои шансы на выживание.

Для оценки функционирования дыхательной системы, а также для раннего выявления ее патологий недоношенных детей используют шкалу Сильвермана. В ней рассматриваются следующие критерии:

  • Движения грудной клетки.
  • Втяжение межреберий и грудины.
  • Характер дыхания.
  • Положение нижней челюсти и участие крыльев носа при дыхательных движениях.

Каждый из вышеперечисленных показателей оценивается от 0 до 2 баллов, причем 2 балла характеризуют самую большую степень тяжести рассматриваемого критерия. Чем выше суммарный показатель, тем более выражены признаки легочной недостаточности.

Для младенцев, появившихся на свет раньше срока необходимо определение степени зрелости. Для этого используется шкала Баллард, с помощью которой производится оценка неврологических и физических показателей развития ребенка.

Группы здоровья новорожденных детей

В медицинской карточке каждого ребенка обязательно содержится информация о группе его здоровья. Этот параметр служит ориентиром для врача и позволяет составить необходимый комплекс мероприятий для оздоровления малыша. С помощи группы здоровья можно оценить состояние ребенка в целом, учитывая особенности развития, а также факторы риска, которым он подвержен.

Критерии здоровья новорожденных

Чтобы определить группу здоровья объективно, понадобится произвести общую оценку состояния здоровья, учитывая следующие 6 критериев:

Оценивается, есть ли наличие врожденных патологий и отклонений.

Для каждого возраста существуют определенные нормы показателей физического развития. Для оценки производят необходимые измерения: рост, вес, окружность головы, груди и т.д. Такие параметры должны соответствовать биологическому возрасту пациента.

  • Нервно-психическое развитие.

По специальным таблицам, где отображены усредненные значения, а также возможные погрешности, оценивают умения ребенка, определяют, насколько развита его речь и способность общения.

  • Резистентность и реактивность организма

Учитывают количество и продолжительность болезней за определенный период. Такой параметр отражает способность организма пациента сопротивляться различным заболеваниям.

  • Состояние органов и систем организма.

Критерий позволяет разобраться, насколько правильно функционирует организм в целом. Для этого производится осмотр малыша узкопрофильными специалистами, исследуется работа его органов (почки, сердце, легкие и т.д.), а также выполняются необходимые диагностические и лабораторные исследования.

  • Наличие или отсутствие патологий, пороков развития и хронических заболеваний.

При помощи специалистов и диагностических мероприятий выявляются хронические заболевания. Также учитываются врожденные патологии и родовые травмы.

ВАЖНО! У многих детей в определенном возрасте могут возникать функциональные отклонения, которые не являются патологией, а считаются естественными изменениями в организме!

Группы здоровья

Оценив в совокупности все критерии, врач принимает решение о присвоении соответствующей группы здоровья. Выделяют следующие группы здоровья:

Группа здоровья 1 у новорожденного

Здоровые дети, без функциональных нарушений в физическом и психологическом развитии. Такие малыши редко болеют и имеют высокую сопротивляемость организма к заболеваниям.

II группа

Что значит 2 группа здоровья у новорожденного? У детей нет хронических заболеваний, но есть риск их появления. Кроме того, у них немного снижена сопротивляемость организма. В целом, это здоровые дети, имеющие небольшие функциональные отклонения.

Присваивается 2 группа здоровья детям дошкольного возраста при следующих заболеваниях и факторах риска:

  • Недоношенность или переношенность.
  • Незрелость систем организма.
  • Низкий или избыточный вес при рождении.
  • Внутриутробное инфицирование.
  • Повышенное или пониженное артериальное давление.
  • Частые болезни в острой форме.
  • Нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта.
  • Пониженный гемоглобин.
  • Первичные проявления рахита или его 1 степень.
  • Недостаточный прирост массы тела по отношению к росту и т.д.

II группа здоровья имеет 2 подгруппы:

Группа здоровья 2 а у новорожденного – имеющие в анамнезе отягощения по ряду биологических и социальных факторов (плохая наследственность, низкий уровень условия проживания и т.д.)

Группа здоровья 2 б у новорожденного – дети, часто или длительно болеющие, а также дети, имеющие некоторые не ярко выраженные функциональные и морфологические изменения (дефицит или избыток массы тела, физические недостатки, последствия травм, операций или перенесенных инфекционных заболеваний и т.д.)

СПРАВКА! Для определения группы здоровья при нескольких заболеваниях ориентируются на самое тяжелое из них.

III группа

Группа здоровья 3 у новорожденного присваивается пациентам, имеющим врожденные и хронические заболевания, без обострений. Сопротивляемость организма таких малышей несколько снижена.

В зависимости от диагноза, детям назначают лечебную гимнастику или ограничивают интенсивность физических нагрузок.

IV группа

Дети с хроническими заболеваниями, сопровождающимися обострениями с длительным нарушением самочувствия. После болезни организм ребенка долго восстанавливается из-за его слабой сопротивляемости.

V группа

Дети с тяжелыми заболеваниями (инвалиды, онкобольные и т.д.)

ВАЖНО! Группа здоровья – динамический показатель, он может меняться на протяжении всей жизни.

Не стоит отчаиваться, если ваш ребенок не имеет идеальных показателей по шкале Апгар или его группа здоровья не такая, как вам хотелось бы. Ваше терпение и любовь, а также врачебный контроль, проведение необходимых оздоровительных мероприятий и исследований с учетом особенностей ребенка, помогут добиться положительной динамики.

Хотите увидеть, как происходит оценка состояния новорожденного сразу после его появления нас свет? Рекомендуем посмотреть следующее видео:

https://youtu.be/YYoPXZ65d18

Вам будет интересно

Книги по уходу за новорожденными
На какой подушке спать малышу
Когда начинают агукать
Начинаем ползать

Источник: https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/chto-oznachayut-gruppy-zdorovya-novorozhdennyh.html

Определение гестационного возраста

Оценка зрелости новорожденного

(1 5,00 из 5 – Поставьте, пожалуйста, Вашу оценку статье)
Загрузка…

Dr. Sakovich · 2015/04/05 · Обновлено 2016/12/24

В связи с тем, что выраженность поведенческих и неврологических признаков новорожденного зависит от степени созревания его ЦНС, определение гестационного возраста должно предшествовать оценке неврологического статуса. Быстрое определение гестационного возраста новорожденного в родзале важна для определения дальнейшей врачебной тактики. С этой целью можно использовать методику определения гестационного возраста по Petrussa.

Определение гестационного возраста по Petrussa

Таблица №1

«гестационный возраст» (нед.) = 30 + сумма баллов.

 Баллы012
Ушные раковиныБесформенные, мягкиеЗагнут только верхний крайПолностью сформированы, плотные
Грудные железыСосок в виде красной точкиАреола соска едва различимаДиаметр ареолы соска более 5 мм
ЯичкиВ паховом каналеВысоко в мошонкеНизко в мошонке
Большие половые губыЕдва различимыНе закрывают малые половые губыЗакрывают малые половые губы
Исчерченность стопТолько 1-2 бороздыИсчерченность верхней части стопыИсчерченность всей стопы
КожаТонкая, красная, прозрачнаяИсчерченность верхней части стопыРозовая

Шкала определения зрелости по Ballard Баллард

Определение гестационного возраста включает в себя шкалу Баллард. Методика определения степени зрелости новорожденного по Ballard является наиболее широко используемым тестом для определения гестационного возраста.

Данный тест позволяет оценить гестационный возраст с точностью до двух недель.

Оценивается неврологическое (6 критериев) и физическое (6 критериев) развитие ребёнка в баллах, полученные баллы суммируются, и по предлагаемой таблице определяется гестационный возраст ребёнка.

Критерии неврологической зрелости основаны на том, что пассивный мышечный тонус имеет большее значение для определения гестационного возраста, чем активный.

Для большей точности определение гестационного возраста по Ballard осуществляется дважды – независимо друг от друга двумя врачами. Тест следует проводить в положении ребёнка на спине в первые сутки жизни (не позднее 4-5 дней), так как в последующем некоторые признаки могут значительно изменяться.

Физическая зрелость

 Баллы01234
КожаКрасная, отечнаяГладкая, розовая, видны веныПоверхностное шелушение/сыпь, видны несколько венТрещины, бледные участки, видны несколько венПергаментная, глубокие трещины, сосуды не видны
ЛанугонетОбильноеРедкоеБезволосистые участкинет
Борозды на подошвенной поверхности стопынетНечеткие красные полосыВыражена только передняя поперечная бороздаБорозды выражены только на передних 2/3 стопыБорозды покрывают всю стопу
Грудные железыедва естьСосок не выражен, ареола плоскаяАреола четко очерчена, диаметр соска 1-2 ммАреола возвышается над окружающей кожей, диаметр соска 3-4 ммАреола полностью сформирована, диаметр соска 5-10 мм
Ушные раковиныУшная раковина плоская, загнутая внутрьКрай ушной раковины слегка загнут внутрь, она мягкая, расправляется хорошоВся верхняя часть ушной раковины загнута внутрь, она мягкая, расправляется хорошоУшная раковина полностью сформирована, плотная, быстро расправляетсяХрящ ушной раковины толстый, она твердая
Наружные половые органы (мальчики)Мошонка пустая и гладкаяЯички расположены над входом в мошонку, на ней выражено несколько складокЯички опущены в мошонку, складки на ней  хорошо выраженыЯички свободно подвешены      в мошонку,   на ней   выражены глубокие складки
Наружные половые органы (девочки)Малые половые губы и клитор не прикрыты большими половыми губамиБольшие и малые половые губы одинаково выраженыБольшие половые губы частично покрывают малыеБольшие половые     губы полностью покрывают малые половые губы и клитор

Поза новорожденного

наблюдение проводят в покое, когда ребенок лежит на спине.

Квадратное окно

врач сгибает кисть новорожденного по направлению к предплечью, зажав ее между большим и указательным пальцами. Следует добиваться максимально возможного сгибания, после чего измеряется угол между поверхностью и возвышением большого пальца руки.

Ответная реакция рук

ребенку, лежащему на спине, сначала сгибают руки в локтевом суставе и держат в таком положении 5 минут, а затем полностью разгибают, потянув за кисти, после чего отпускают.

Подколенный угол

у ребенка, лежащего на спине, таз которого прижат к поверхности стола, врач с помощью указательного пальца левой руки придерживает бедро в коленно-грудном положении, при этом большой палец врача поддерживает колени новорожденного. Затем нога ребенка разгибается путем легкого давления указательным пальцем правой руки врача на заднюю поверхность голеностопного сустава новорожденного, после чего измеряется подколенный угол.

Подтягивание пятки к уху

у новорожденного, лежащего на спине, притянуть ступню ноги как можно ближе к голове, но без усилия. Отмечается расстояние между стопой ребенка и головой, а  также степень разгибания ноги в коленном суставе.

Симптом косого движения

взяв за кисть руки новорожденного, лежащего на спине, завести его руку как можно дальше за шею над противоположным плечом.

Оценка зрелости новорожденного по баллам

БаллыНедельБаллыНедель
5263036
10283538
15304040
20324542
25345044

Недоношенный ребенок

Недоношенный ребенок – ребенок, родившийся при сроке беременности менее 37 полных недель, т.е. до 260-го дня беременности.

Доношенный ребенок

Доношенный ребенок – ребенок, родившийся при сроке от 37 до 42 недель беременности, т.е. между 260-294-ым днями беременности

Переношенный ребенок

Переношенный ребенок – ребенок, родившийся в 42 недели и более, т.е. на 295 день беременности и позже.

Источник: https://optimusmedicus.com/pediatriya/opredelenie-gestacionnogo-vozrasta/

0 Во время родов

Оценка зрелости новорожденного

Знаете ли Вы, что ребенок активно участвует в процессе родов и помогает своему рождению? Эта помощь становится возможной благодаря двум рефлексам, которые можно наблюдать у новорожденного после рождения. Если приложить к макушке ребенка ладонь, он мгновенно вытягивает шею.

Такого же рода реакция возникает в том случае, если дотронуться до подошв младенца: он тотчас же отталкивается. С помощью ультразвукового исследования можно наблюдать, как эти рефлексы помогают ребенку родиться. Каждый раз, когда матка при схватках сокращается, ребенок ощущает давление и реагирует ответным напором.

Затылком (там самые крепкие кости) он давит на маточный зев, одновременно отталкиваясь ногами от верхней части матки. 

Процесс родов состоит из трех последовательных периодов, которые качественно отличаются друг от друга. Период раскрытия маточного зева начинается после отхождения слизистой пробки, нередко с примесью крови или небольшого количества околоплодной жидкости. 

Помощь новорожденному в родильном зале

Еще до рождения ребенка персонал родильного зала готовится к этому событию. Дежурный врач проверяет работу оборудования и наличие расходуемого материала. Все оборудование, необходимое для оказания помощи, должно быть в рабочем состоянии и находиться в родильном зале.  В случае многоплодной беременности и родов двойни персонал готовится к оказанию помощи каждому новорожденному.

В родильном зале необходимо:

  • Создать оптимальный температурный режим для новорожденного, обеспечить температуру в родильном зале  не  ниже, чем 24 градуса С. Кроме того, необходимо включить лампу лучистого тепла над пеленальным столиком не менее, чем за 30 минут до родов, и  положить  на  столик  комплект белья, чтобы принимать ребенка в теплые пеленки.
  • Подготовить все реанимационное оборудование на тот случай, если ребенку понадобится реанимационная помощь.
  • Для каждого ребенка в родильном зале заранее приготовлен комплект стерильного белья и индивидуальный комплект для обработки новорожденного.

После пересечения пуповины отделенного от матери новорожденного заворачивают в стерильную пеленку, быстро обсушивают кожу, для того, чтобы уменьшить  потери тепла. У только что родившегося ребенка температура тела почти всегда сразу же снижается.

Появляясь на свет из теплого материнского чрева, мокрый новорожденный может потерять столько тепла, что температура тела понизится на 2-4 градуса, причем наибольшая теплоотдача наблюдается в течение первых 10-20 минут после рождения.

Эта потеря тепла в первую очередь обусловлена испарением околоплодных вод с поверхности тела новорожденного. Помимо потери тепла путем испарения, риск переохлаждения у новорожденного особенно высок из-за несовершенства механизмов терморегуляции.

Лучше всего тепло сохраняется в том случае, если ребенка осушить пеленкой,  положить на живот матери для непосредственного контакта с ее кожей и укрыть обоих теплым одеялом.

Оценка состояния новорожденного, функций основных жизненно важных органов проводится сразу после рождения, на 1-ой и 5-ой минуте жизни по специальной шкале, разработанной американским педиатром Вирджинией Апгар в 1956 году. По этой шкале оценивается частота сердцебиений, частота и эффективность дыхания, цвет кожи, состояние мышечного тонуса и рефлекторная деятельность. Каждый признак оценивается в баллах от 0 до 2.

Таким образом, по шкале Апгар, состояние здорового новорожденного оценивается в 8/9-9/10 баллов.

Клинические симптомы, которые отражены в шкале Апгар, находятся в зависимости от адаптационно-приспособительных реакций ребенка ко внеутробной жизни и зрелости новорожденного.

Зрелость новорожденного определяется по совокупности клинических, функциональных и биохимических показателей по отношению к его так называемому гестационному возрасту, то есть к внутриутробному возрасту (с момента зачатия).

Первичная обработка новорожденного и оказание помощи, если этого требует его состояние, проводят на пеленальном столике, оборудованном лампой лучистого тепла. Существуют также специальные реанимационные столики для новорожденных, где предусмотрены все необходимое оборудование для помощи новорожденному.

Лампы лучистого тепла работают таким образом, чтобы компенсировать большие потери тепла новорожденного путем радиации и конвекции, так как при этом нагреваются стены и воздух в помещении.

Перевязку и обработку пуповины проводят в два этапа. На культю пуповины накладывают пластмассовый зажим. Для удаления первородной смазки, крови и слизи с кожи ребенка  обычно в родильном зале используют марлевую салфетку, обильно смоченную стерильным вазелиновым и растительным маслом.

Сразу же после рождения проводят профилактику гонобленнореи, закапывая 30% раствор альбуцида в глазную щель, а девочкам также в половую щель.

После окончания первичного туалета в родильном зале ребенка измеряют  и взвешивают. Взвешивают новорожденного на стерильной пеленке, на медицинских весах. Измеряют стерильной бумажной лентой. Все необходимые данные заносят в историю развития новорожденного и на браслетки, которые укрепляют на запястьях ребенка. В течение первых 30 минут ребенка прикладывают к груди матери.

Здоровый доношенный новорожденный – ребенок, родившийся в сроки от 38-ой до 42-ой недели беременности, весом 2600 -5000 г (в среднем  3700 г), ростом от 48 до 57 см (в среднем 51 см). Голос здорового новорожденного громкий, ясный, ребенок совершает активные движения ручками и ножками.

Если здорового доношенного новорожденного положить на спинку, он поворачивает голову, а физиологическое повышение тонуса мышц-сгибателей конечностей обусловливает свойственную этому возрасту “позу эмбриона”: ручки согнуты в локтях, колени подтянуты к животику.

, Кисти у здоровых детей сжаты в кулачки, головка может быть слегка запрокинута из-за относительного повышения тонуса мышц шеи. Ребенок оказывает сопротивление, если попытаться изменить положение его тела (некоторые родители пытаются выпрямить ножки ребенка при пеленании).

Если новорожденный лежит горизонтально, ручки и ножки опущены, тонус вялый, это свидетельствует о плохом самочувствии. Особенно тревожным симптомом является неравномерный (асимметричный) мышечный тонус.

В первые часы после рождения движения глаз ребенка нескоординированные, через несколько часов глаза уже совершают совместные движения, но ребенок еще не смотрит.

У здорового новорожденного уже есть эмоциональные реакции: он вздрагивает на резкий звук, мигает на яркий свет.

Глаза у новорожденных обычно голубые, в дальнейшем у части детей происходит отложение пигмента и радужная оболочка приобретает генетически заложенный цвет.

Иногда ребенок реагирует громким плачем на сильный звук, поэтому его надо охранять от сильных звуков и шумов.

Степень зрелости новорожденного ребенка отражают также безусловные рефлексы: поисковый, сосательный, ладонно-ротовой, рефлекс опоры, рефлекс автоматической ходьбы.

  Рефлексы новорожденного в первые минуты и часы могут быть снижены, и для правильной оценки необходимо наблюдение. Угнетение безусловных физиологических рефлексов у доношенного новорожденного свидетельствует о его тяжелом состоянии.

У недоношенных новорожденных безусловные рефлексы отсутствуют или могут быть нечеткими, нестойкими.

Ребенок способен хорошо сосать грудь. Период  новорожденности – первые 28 дней жизни, за это время ребенок должен прибавить в весе 600-800г и вырасти на 3-4 см.

Все системы и внутренние органы  у доношенного ребенка сформированы, однако в первый месяц  жизни все усилия направлены на адаптацию к самостоятельной внеутробной жизни и интенсивный рост, поэтому многие функции отличаются от взрослых и детей  раннего возраста.

Форма тела и пропорции у новорожденного совершенно иные, чем у детей более старшего возраста, однако уже в течение первого месяца жизни форма тела меняется.

У доношенного новорожденного голова составляет 1/4 части тела: относительно большие размеры головы связаны с развивающимся мозгом, конечности относительно короткие, живот выпячивается. Головка может быть неправильной формы, она может быть сплющенной.

Достаточно долго может сохраняться припухлость и отечность головы – родовая опухоль, что обусловлено разницей внутриутробного и атмосферного давления при рождении.

При рождении кожа ребенка покрыта творожистой смазкой желтовато-белого цвета (так называемая первородная смазка), в которой содержится большое количество гормонов и витаминов.

Чем больше зрелость, чем больше гестационный (внутриутробный) возраст ребенка, тем меньше на нем  первородной смазки, у переношенных детей она практически отсутствует.

Подкожно-жировой слой достаточно развит, кожа розовая, бархатистая, покрытая пушковыми волосами, главным образом в области плечевого пояса, хорошо развит околососковый кружок молочной железы.

У доношенного зрелого ребенка есть плотные ноготки на пальцах, хрящ ушной раковины плотный, выраженное оволосение головки, пупочное кольцо расположено посередине – между краем грудины и лобковой костью. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые.

Легкие новорожденного имеют относительно небольшой  объем, поэтому частота дыхания у него больше, чем у детей раннего возраста и взрослых – 40-50 дыханий в минуту.

Недоношенный ребенок. Недоношенным считают ребенка, который родился преждевременно – между 28 и 37 неделями беременности, вес тела которого от 1000г до 2500г, длина – до  47 см.

Однако нередко недоношенными считают всех детей, которые весят менее 2500г. Это неправильно, так как в эту группу могут попасть дети достаточно зрелые, даже доношенные, но с задержкой внутриутробного развития, гипотрофией.

Для характеристики детей по массе тела принято такое обозначение:

  • дети с низким весом при рождении – менее 2500г,
  • дети с очень низким весом при рождении – менее 1500г,
  • дети с экстремально низким весом при рождении – менее 1000г.

Внешний вид, показатели физического развития, состояние недоношенного ребенка зависят от срока беременности, на котором произошли роды. У глубоко недоношенных новорожденных (менее 32 недель внутриутробного развития) кожа тонкая, красноватая, сосуды просвечивают сквозь кожу. Недоношенный ребенок весь может быть покрыт «пушком», у него мягкие ушные раковины.

Три периода родов

Первый период начинается с эффективной сократительной деятельности матки, вызывающей продвижение головки плода в полость таза. Длительность первого периода обычно составляет 12-20 часов, у повторнородящих – 6-12 часов.

Первые схватки (примерно каждые 15-20 минут) непродолжительны, они длятся 15-20 секунд, и переносятся довольно легко. При каждой схватке мышцы матки тянутся вверх, вызывая тем самым сокращение зева. Период раскрытия завершается схватками продолжительностью 50-60 секунд, повторяются они каждые 2-3 минуты.

При этом маточный зев раскрывается на 6-8 см, а ребенок продвигается в родовой канал.

Во втором периоде родов плод начинает продвигаться по родовому каналу, при этом сокращения матки нарастают.

Период изгнания плода начинается после того, как маточный зев полностью раскроется, появляются потуги, с помощью которых мать достаточно активно помогает ребенку родиться.

Обычно таких потуг бывает от четырех до восьми (длятся они от 10 до 30 секунд с интервалами между потугами 1-5 минут).

Третий период – послеродовой, это время рождения плаценты, которая отделяется спустя 10 минут после непосредственного рождения ребенка. Этот период сопровождается несильными схватками и длится 10-12 минут, максимум полчаса.

Родовой акт является значительной нагрузкой для плода. С тех пор, как появилась возможность контролировать сердечную деятельность плода с помощью прибора, регистрирующего его сердечные тоны и силу схваток (кардиотокография), можно оценить, какое напряжение приходится выдерживать ребенку при каждом сокращении матки.

  Однако здоровый новорожденный при нормальных родах не испытывает существенных нарушений функций и систем органов благодаря приспособительным реакциям. Пульс плода во время схватки повышается с 140 до 180 ударов в минуту. В высшей точке каждой схватки сжимается плацента, отчего кратковременно нарушается кровоток.

Как только давление, вызванное схваткой, спадает, кровоток вновь нормализуется.

В момент каждой потуги ребенок понемногу поворачивается и как бы “вывинчивается” наружу, при этом скольжению помогает первородная смазка.  При сильных потугах кости черепа сжимаются за счет родничков, головка становится на 2-3 мм уже и легче проходит через родовые пути.

Что чувствует только что родившийся ребенок, можно только предполагать. Многие ученые сравнивают нагрузку, которую испытывает новорожденный в момент родов, с перегрузками космонавта.

Сразу же после рождения ребенок подвергается воздействию силы тяжести, тогда как до этого в течение 9 месяцев находился в невесомости в околоплодной жидкости. Впервые в его легкие проникает воздух, почти мгновенно раздувая их. В родильном зале, как правило, на 10-15 градусов прохладнее, чем в утробе матери.

На уши и глаза воздействуют громкие шумы и яркий свет. Но пересечение пуповины не доставляет ребенку боли, так как в ней нет нервов.

С момента рождения и перевязки пуповины прекращается связь ребенка с матерью, ребенок вступает в период новорожденности, который длится 4 недели, то есть первые 28 дней жизни.  Период новорожденности – один из самых важных периодов жизни человека и его течение нередко определяет дальнейшую судьбу.

Источник: https://smsmame.ru/calendar_mama/novorozhdennyy_vo_vremya_rodov.html

Шкала Апгар: оценка состояния новорожденного, значения 6, 7, 8 и 9 баллов

Оценка зрелости новорожденного

Вот уже более 60 лет наши новорожденные малыши проходят свой первый экзамен – оценку своего состояния по шкале Апгар. Что же она собой представляет и для чего нужна?

62 года назад в 1952 году, первая американская женщина-профессор, магистр в области здравоохранения, директор подразделения Национального фонда врожденных пороков – Вирджиния Апгар предложила систему определения состояния новорожденных детей на первой минуте жизни по 10 бальной системе – «Оценка новорожденного по шкале Апгар». Для простоты запоминания критериев оценки воспользовалась начальными буквами своей фамилии:

  1. A— внешний вид ребенка (цвет кожи);
  2. P — пульс ребенка(ЧСС);
  3. G— гримаса, (реакция в ответ на раздражитель);
  4. A— активность и мышечный тонус малыша;
  5. R — дыхательные движения ребенка.

Каждый критерий оценивается количеством баллов от 0 до 2. Сумма баллов определяет состояние ребенка в определенный момент и составляет диапазон от 0 до 10.

Оценка по шкале Апгар несет в себе полную информацию о ребенке и предназначена в первую очередь для врача роддома, чтобы иметь возможность быстрого реагирования и определения, какому из малышей нужна экстренная помощь в неотложных лечебных процедурах, или всего лишь более пристальное внимание.

Методика подсчета баллов

Количество баллов дает оценку и обобщает реакцию малыша на первой минуте жизни (во внематочной среде) – восстановлению нарушений важных функций организма, мероприятиям направленных на восстановление возможного сбоя сердечных сокращений, и нарушении дыхания во время родов. Каждому из пяти критериев присваивают баллы – 0, 1 или 2 балла. Наилучшим суммарным показателем является – 8, 9, и 10 баллов.

Оценку по данной шкале определяют на первой и пятой минуте после родов. Поэтому, их всегда две – например, 7/8 или 8/9 баллов. Обычно к пятой минуте малыш может прибавить себе до 2х баллов. Если сумма баллов на пятой минуте жизни ребенка не превышает -7, в течение 20 минут, через каждые 5 минут проводят контрольный осмотр.

  • Показатель результата по шкале Апгар в 7, 8, 9 и 10 баллов характеризует состояние новорожденного без видимых патологий. Максимальную оценку — 10 получает очень мало деток, в основном – 7/8 и 8/9 баллов. Вторая оценка, выставляемая к пятой минуте, обычно на 1, 2 балла выше, хотя и не всегда. Она может оставаться, к примеру – 8/8 или 9/9. Таких деток сразу прикладывают к груди мамы и отдают под ее опеку.
  • Состояние новорожденных оцененное в 6 баллов — свидетельство неустановившегося дыхания, пониженного мышечного тонуса, слабого реагирования на раздражители с частотой пульса в 100 ударов/мин и больше. Такое состояние – свидетельство средней степени асфиксии (недостаток кислорода). Состояние оцененное 6 бальной оценкой, считают удовлетворительным, но требующим определенных лечебных мероприятий.
  • Срочная реанимационная помощь — мероприятия по предотвращению развития осложнений или спасение жизни, требуется малышам состояние которых, оценено от 4 до 6 баллов.
  • Результат по данной системе на первой минуте рождения – от 0 до 3 баллов, свидетельство замедленного пульса, изменения или отсутствия дыхания, кожный покров бледный, отмечается мышечная атония. Такое состояние – результат тяжелой асфиксии.

Низкий показатель по шкале Апгар – от 3 до 6 обусловлен тем, что у ребенка острая нехватка кислорода, и это свидетельство наличия хронической гипоксии, которая сформировалась еще в период беременности, или кислородное голодание, произошедшее во время родов.

Причиной хронической гипоксии может быть:

  • Патология беременности;
  • Возможные пороки развития плода.

Причина острой гипоксии – различная степень осложнения при родах. Подробнее об опасности гипоксии для здоровья будущего ребенка →

Не всегда низкая оценка критерия, может привести к плачевным результатам. Положительная динамика в состоянии малыша, по шкале Апгар, позволяет надеяться на положительный результат.

Если в течение пяти минут малыш прибавит себе 1 или 2 балла, который поднимет показатель, хотя бы до 6, у него есть шанс выкарабкаться.

В большинстве, такие детки вполне нормальные и здоровые, лишь некоторым возможно понадобиться лечение или наблюдение у невролога.

Недоношенные дети имеют оценку критерия ниже, чем доношенные дети и она редко превышает показатель в 6 баллов. Но не стоит расстраиваться отсутствием 9 или 10 баллов, ведь это тест чисто предварительный, и в основном предназначен для врачебного анализа. А дальнейшее развитие ребенка зависит только от внимания и заботы родителей.

Причины неблагоприятных проявлений

Тяжелые состояния новорожденных обусловлены не только наличием асфиксии при родах или сразу же после них. Они могут быть следствием множества других факторов – травм или инфекций.

  • Легкая форма поражения мозга – «синдром нервно-рефлекторной возбудимости», оценивается по шкале Апгар в 7 баллов
  • Среднюю степень тяжести – «синдром угнетения центральной нервной системы», и «гипертензионно-гидрецефальный синдром» оценивают от 6 до 7. Причиной могут служить неблагоприятные факторы течения беременности и родов.
  • Тяжелые поражения ЦНС вызывают коматозный и судорожный синдромы, и аттестация по данной шкале = 1 / 4 единицы. Таких деток переводят из роддома в стационар и лишь при стойком улучшении состояния с оценкой в 7, выписывают домой под контроль педиатра и невролога.

Большинство детей с показателями по 6/7 баллов, перенесших легкую, среднюю или даже тяжелую форму перинатальной формы энцефалопатию, при надлежащем уходе полностью восстанавливают деятельность ЦНС. Так, что низкий, первоначальный показатель по шкале Апгар не повод к панике.

Работа сердца

Сердечко малыша работает интенсивней, чем у взрослого человека. Частота сердечного ритма, в идеале – 130/мин, 140/мин. Такая работа сердца оценивается в 2 балла. Замедление сердцебиения – 1 , при отсутствии сердцебиения или единичных проявлениях = 0 .

Частоту сердечных сокращений (ЧСС) определяют, в течение шести секунд на первой минуте жизни ребенка. Методом:

  • выслушивания;
  • пальпации – прощупывание грудной клетки для определения сердцебиения;
  • прощупывание пульса на бедренных, сонных или пупочных артериях.

Результат сокращений сердечка, определенного за шесть секунд, умножают на число – 10, и определяют количество сокращений в минуту.

  • Деткам, у которых ЧСС в минуту менее 100 ударов, делают искусственную вентиляцию легких кислородом до нормализации ЧСС.
  • При результате ЧСС превышающий показатель 100/сек. – оценивается состояние кожного покрова.

Показатель дыхания

При нормальном дыхании ребенок делает в минуту от 40 до 45 дыхательно-выдыхательных движений. Крик пронзительный и громкий, в этом случае малыш зарабатывает +2 очка. При замедленном и нерегулярном дыхании, негромком крике или стоне вместо него, ребенок зарабатывает единицу. При отсутствии того и другого – аттестация = 0.

  • Если у ребенка дыхание отсутствует, в условиях родильной операционной, чтобы не потерять драгоценное время, ему при помощи мешка «Амбу» делают вентиляцию легких – ко рту и носику прикладывается маска, и при помощи резинового мешка вручную нагнетается воздух в легкие малыша. Оказав первую помощь и стабилизировав дыхание ребенка, его переводят в реабилитационный блок.
  • При судорожном, поверхностном, или нерегулярном дыхании, проводится процедура вентиляции легких. При таких нестандартных ситуациях о высоких -9/10 показателях речь не идет.
  • Если дыхание самостоятельное и регулярное – оценивается ЧСС и показания по шкале Апгар. Это могут быть показатели 7/8 или 8/9.

Оценка мышечного тонуса

Если с новорожденным все в норме, только что родившись, он стремится избавиться от позы «эмбриона» и, почувствовав свободу активно размахивает ручками — получает 2 заветных очка.

Не исключено что именно они увеличат его показатели до оценки 9/9 или даже до 9/10. При согнутых ручках и ножках, слабых и редких движениях – 1 балл, что по шкале оценивается как 4/6 или 6/7 с учетом сердцебиения и показателем дыхания. Отсутствие движений = 0 баллов.

Оценка рефлексов

Несмотря на свою беспомощность, благодаря врожденным рефлексам, только что родившийся младенец уже многое умеет. Явно выраженные глотательные, сосательные и хватательные рефлексы добавят в его копилку еще 2 очка. Это приблизит его к заветным 10 баллам. Отсутствие некоторых рефлексов или их недостаточная выраженность, ограничивается оценкой +1, а полное отсутствие рефлексов =0.

Цвет кожного покрова

В идеале, бледно-розовый или ярко- розовый цвет новорожденного + 2 балла. Таким образом, совокупность 2х баллов всех пяти показателей приводит к идеальному варианту = 10 баллам.

Наличие на руках и ножках синюшного оттенка показатель гипоксии. Оценка +1 . Излишне бледная кожа с синюшным оттенком = 0.

Общая оценка, которую заработал новорожденный, вписывается в карту ребенка при выписке из роддома. Она является показателем для участкового педиатра, чтобы сразу обратить внимание на возможные проблемы в состоянии здоровья малыша. В соответствии с этими результатами, составляется график прививок и обеспечивается более пристальное медицинское обслуживание.

Не стоит расстраиваться по поводу низких показателей. Оценка новорожденного по шкале Апгар со стандартами в 10 баллов, не является показателем его развития и оценкой интеллектуального потенциала. Забота, любовь и внимание позволят ребенку в дальнейшем получать отличные оценки независимо от тех, которые он получил в роддоме.

Удачи.

Рекомендуем к просмотру

Советуем почитать: Описание основных этапов процесса родов

Источник: https://moirody.ru/newborn/ocenka-novorozhdennogo-po-shkale-apgar.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.