План программы обучения больных – стратегия обучения больных сахарным диабетом

Обучение больных сахарным диабетом

План программы обучения больных - стратегия обучения больных сахарным диабетом

Ведущая цельобучения при СД – научить пациентауправлять лечением своего заболевания.При этом ставятся задачи: созданиемотивации к овладению пациентом методамиуправления СД, ин­формирование пациентао заболевании и способах предотвраще­нияего осложнений, обучение методамсамоконтроля.

Основныеформы обучения: индивидуальная (беседас больным) и групповая (обучение пациентовв специальных школах для боль­ных СДв условиях стационара или амбулаторно).Последняя наи­более эффективна вотношении достижения поставленнойцели.

Обучение проводится по специальнымструктурирован­ным программам,дифференцированным в зависимости оттипа СД, возраста больных (например,школа для детей, больных СД 1 типа и дляих родителей), вида применяемого лечения(диетотерапия, пероральные сахароснижающиепрепараты или инсулинотерапия при СД2типа)и наличия осложнений.

Самоконтроль

Этоучет больными СД, прошедшими обучение,субъективных ощущений, уровня гликемии,глюкозурии, других показателей, а такжережима питания и физических нагрузокс целью принятия самостоятельных решенийдля предотвращения острых и хроническихосложнений СД. Самоконтрольвключаетв себя:

1.Контроль и оценкасахара крови до еды и перед каждойинъ­екцией инсулина ежедневно припроведении интенсивной инсулинотерапии.Наиболее эф­фективно СК осуществляетсяс помощью глюкометра – пор­тативнойтест-системы, предназначенной дляэкспресс-ана­лиза уровня гликемии.

2.Расчет дозыинсулина по количеству ХЕ принимаемойпищи, ежедневных энерготрат и уровнюгликемии.

3.Контроль за массойтела (взвешивание 2-4 раза в месяц).

4.При уровне глюкемииболее 13 ммоль/л исследование мочи наацетон.

5.Ведение дневникабольного СД.

6.Осмотр стоп иуход за ногами.

Проведение этихмероприятий по СК позволяет в конечномитоге улучшить здоровье пациентов,повысить качество их жизни и ог­раничитьзатраты на лечение. Следует отметить,что в настоя­щее время обучениепациентов должно выполнять роль базисадля их грамотного лечения.

Инсулинотерапия сахарного диабета 1 типа

Инсулинотерапиядо настоящего времени остаетсяединствен­ным эффективным средствомлечения СД 1 типа.

Классификацияпрепаратов инсулина

1. По длительностидействия:

а) быстродействующие,короткого действия (ИКД): актрапид,хумулин регуляр и др., начало их действияна­ступает через 30-40 мин при подкожномвведении, пик действия – через 1,5-3 ч,продолжительность действия -4-6 ч взависимости от дозы;

б) инсулины среднейпродолжительности действия: монотард,про­тафан, хумулин (Л, НПХ), началодействия на­ступает через 1-2 ч, пикдействия – через 4-10 ч, продол­жительностьдействия – 12-18 ч;

в) инсулиныдлительного действия (ИДД): ультратард,хуму­лин У, начало действия наступаетчерез 4-6 ч, пик дейст­вия – через 10-18 ч,продолжительность действия – 20-26 ч;

г) комбинированныеинсулины (смеси инсулинов короткого исредней продолжительности действия вразличных со­отношениях): микстардНМ, хумулин М, фармакокинетика этихпрепаратов опре­деляется соотношениемвходящих в них компонентов.

Для удобствавведения инсулина в настоящее времяисполь­зуются инъекторы многоразовогоиспользования – шпри­цы-ручки (НовоПен- 1, 2, 3, ОптиПен). С помощью шприца-ручкибольной может сделать себе инъекцию влюбых условиях (на даче, в командировке,в гостях и т. п.) без особой подго­товки.Очень важным фактором являетсябезболезненность инъекции за счетспециальной заточки игл.

Расчет дозыинсулина

Инсулинотерапияпроводится с заместительной целью,возмещая 2 вида секреции инсулина:базальнуюи стимулиро­ванную (пищевую, болюсную)инсулинемию. Первая представляет собойту концентрацию инсулина в крови, котораяобеспечивает гомеостаз глюкозы винтервалах между приемами пищи и вовремя сна.

Скорость базальной секрециисоставляет 0,5-1 ед. в час (12-24 ед. в сутки).Второйвид секреции (пищевой инсулин) происходитв ответ на вса­сывание глюкозы пищинеобходима для ее утилизации. Количествоэтого инсулина примерно соответствуетобъему принятых углево­дов (1-2 ед. на1 ХЕ). При этом считается, что 1 ед.

инсулинаснижает уровень сахара крови приблизительнона 2,0 ммоль/л,На пищевой инсулин приходится примерно50-70% суточной продукции инсулина, а набазальный 30-50%. Кроме того, необходимопомнить, что секреция инсулина под­верженане только пищевым, но и суточнымколебаниям.

Так по­требность в инсулинерезко повышается в ранние утренние часы(феномен утренней зари), а в дальнейшемснижается в течение дня.

Стартовая суточнаядоза инсулина может рассчитыватьсясле­дующим образом:

    • в 1-й год болезни потребность в инсулине составляет 0,3-0,5 ед./кг массы тела (иногда потребность может быть еще меньше за счет сохранившейся остаточной секреции базального инсулина);
    • при длительности СД более 1 года и хорошей компенсации -0,6-0,7 ед./кг;
    • у подростков в пубертатный период – 1-1,2 ед./кг;
    • при наличии декомпенсации СД, кетоацидозе доза составля­ет 0,8-1,2 ед./кг.

При этом базальнаяпотребность обеспечивается двумяинъекциями ИСД (1/2 дозы базальногоинсу­лина утром и 1/2 – перед ночнымсном) или одной инъекцией ИДД (всю дозуутром или на ночь). Доза этого инсулинаобычно составля­ет 12-24 ед. в сутки.

Пищевая (болюсная) секреция замещаетсяинъ­екциями ИКД перед каждым изосновных приемов пищи (обычно передзавтраком, обедом и ужином за 30-40 мин).Расчет дозы ведет­ся исходя изколичества углеводов (ХЕ), котороепредполагается принять во времяпредстоящего приема пищи (см.

выше), атакже уровня гликемии перед даннымприемом пищи (определяется са­мимпациентом с помощью глюкометра).

Пример расчетадозы: больной СД 1 типа массой 65 кг исуточ­ной потребностью в углеводах22 ХЕ. Ориентировочная общая доза инсулинасоставляет 46 ед. (0,7 ед./кг х 65 кг). ДозаИКД зависит от количества и качестваХЕ: в 8 ч (на 8 ХЕ) вводим 12 ед. актрапида,в 13 ч (7 ХЕ) – 8 ед. актрапида и в 17 ч (7 ХЕ) -10 ед. актрапида.

Доза ИКД за сутки составит30 ед., а доза ИСД – 16 ед. (46 ед. – 30 ед.). В 8 чвводим 8-10 ед. монотарда НМ и в 22 ч – 6-8 ед.монотарда НМ. В последующем дозы ИСД иИКД можно увеличить или умень­шить(обычно одномоментно не более чем на1-2 ед. в каждую из инъекций) в зависимостиот энергозатрат, количества ХЕ и уровнягликемии.

Эффективностьинтенсивной инсулинотерапии оцениваетсяпо результатам самоконтроля.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4108304/page:5/

Чему обучают в школе здоровья сахарным диабетом?

План программы обучения больных - стратегия обучения больных сахарным диабетом

Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

Диабет бывает:

  • 1 типа – предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду.

Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период.

В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

  • ожирение;
  • отягощенная наследственность.

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

оматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

Основные моменты:

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

материал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://DiabetHelp.guru/about/obraz-zhizni/shkola-zdorovya.html

Терапевтическое обучение детей, больных сахарным диабетом: организационные подходы

План программы обучения больных - стратегия обучения больных сахарным диабетом

Рис. 4. Динамика уровня гликированного гемоглобина у больных сахарным диабетом до и после обучения

уровня гликированного гемоглобина коррелирует с частотой проведения самоконтроля.

Уровень гликированного гемоглобина измеряли до курсов, через 6 месяцев, через год после курсов, а у группы детей, обученных в 2007 г., мы имели возможность оценить показатели через два года (рис. 4).

До обучения более чем у половины пациентов компенсация углеводного обмена была неудовлетворительна, но уже через 6 месяцев после занятий ситуация значительно улучшилась, на 61% стало больше больных с уровнем HbA1 до 8,0%.

В дальнейшем доля лиц с приемлемым уровнем гликированного гемоглобина снижалась. Это соответствует одному из принципов терапевтического обучения — «непрерывность процесса», т.е. необходимость проведения повторных, подкрепляющих циклов обучения, поскольку со временем снижается мотивация к самоконтролю.

* * *

Резюмируя результаты собственных исследований, можно сделать вывод:

  • У детей с сахарным диабетом 1-го типа обнаружен недостаточный уровень знаний, навыков, мотивации на самоконтроль заболевания, что приводит к неудовлетворительным показателям компенсации диабета у 66,3% пациентов и высокой распространенности осложнений — 41 случай из 100 обследованных. Снижение качества жизни у детей и подростков связано, в первую очередь, с декомпенсацией сахарного диабета и беспокойством по поводу возможных осложнений.
  • Результаты исследования готовности сестринского персонала к ТОП свидетельствуют, что участие в работе школ по терапевтическому обучению пациентов возможно после специальной подготовки по педагогике, возрастной, медицинской психологии, клиническим аспектам диабета, а также по организации и проведению терапевтического обучения пациентов.
  • Об эффективном обучении детей медицинскими сестрами свидетельствует повышение уровня знаний пациентов и динамика уровня гликированного гемоглобина.

Полученные данные служат весомым аргументом для разработки программы терапевтического обучения данного контингента, реализуемой с участием медицинских сестер и направленной на повышение уровня знаний, мотивации, улучшение состояния больных, достижение максимально возможной компенсации.

Однако необходимо устранить методический пробел в организационных подходах к терапевтическому обучению больных:

  • определить место сестринского персонала в программах ТОП;
  • разработать и внедрить программы обучения медицинского персонала по данной проблеме;
  • разработать и апробировать структурированные программы терапевтического обучения, которые могли бы реализовывать специально подготовленные медицинские сестры.

Программа «Терапевтическое обучение детей, больных сахарным диабетом»

Обучаемые: дети 7–14 лет, больные сахарным диабетом, их родители.

Обучающий: медицинская сестра с высшим образованием.

План обучения

Тема занятияПродолжительность, мин
1. Что такое диабет?45
2. Планирование питания при сахарном диабете 1-го типа90
3. Техника введения и хранения инсулина60
4. Гипогликемия45
5. Гипергликемия60
6. Уход за ногами при сахарном диабете45
7. Физическая нагрузка при диабете45
8. Диабет и зубы45
9. Отдых и путешествия30

Занятие 1. «ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ?»

Учебное время — 45 мин.

Цель занятия: Ознакомление пациентов и их родителей с современными представлениями о природе сахарного диабета. Понимание пациентом сущности диабета и необходимости инсулинотерапии.

Задачи занятия:

  1. Пациенты должны понимать, что сахарный диабет — хроническое заболевание, при котором в поджелудочной железе не вырабатывается гормон инсулин, отвечающий за использование сахара клетками.
  2. Пациенты должны иметь представление об изменениях, происходящих в организме при недостатке инсулина, о формировании симптомов высокого сахара в крови.
  3. Пациенты должны знать цели лечения диабета, иметь общее представление о методах лечения.
  4. Пациенты должны понимать, что инсулинотерапия является обязательным и постоянным компонентом лечения сахарного диабета 1-го типа.

План занятия:

  • Познакомиться с пациентами (Ф.И.О., возраст, какие препараты инсулина получает, обучался ли ранее самоконтролю заболевания, какие имеет трудности в связи с заболеванием, что привело пациента и его родителей в «школу диабета» и т.д.) (5 мин).
  • Дать определение сахарному диабету, рассказать о типах диабета, о факторах риска (5 мин).
  • Обсудить с пациентами, для чего нужен сахар, поступающий из пищи. Разъяснить механизмы поддержания и регуляции уровня сахара крови у здорового человека, и то, что эти механизмы не работают у пациентов с диабетом. Обозначить границы значений уровня сахара крови натощак, после еды в норме (15 мин).
  • Описать проявления сахарного диабета, пояснить необходимость заместительной инсулинотерапии для имитации физиологического выделения инсулина (20 мин).

Оснащение занятия:

  • именные карточки («бейджики») для пациентов;
  • блокноты для записей (для пациентов);
  • шариковые ручки для пациентов;
  • доска, мел;
  • тесты по сахарному диабету для оценки исходного уровня знаний пациентов (9 вопросов);
  • наглядные пособия (таблицы): «Клетки поджелудочной железы»; «Превращение пищи в энергию у здорового человека и человека с сахарным диабетом»; «Формирование симптомов сахарного диабета»; «Выделение инсулина у здорового человека и пациента с диабетом».

занятия

Сахарный диабет — это хроническое заболевание, при котором в организме не хватает инсулина, а в крови повышается содержание сахара. Инсулин — это гормон, который вырабатывается специальными клетками поджелудочной железы (бета-клетками) и, поступая в кровь, снижает уровень сахара. Поджелудочная железа расположена в верхней части брюшной полости за желудком (приложение 1.1).

Сахарный диабет бывает двух типов. Если поджелудочная железа не вырабатывает достаточного количества инсулина и/или организм не умеет его правильно использовать, то может развиться сахарный диабет II типа, или инсулиннезависимый диабет. Этот тип диабета бывает в основном у взрослых с избыточным весом.

Сахарный диабет I типа, или инсулинозависимый диабет, развивается в том случае, когда поджелудочная железа не вырабатывает инсулин. Таким типом сахарного диабета заболевают дети, а иногда и взрослые до 40 лет. Инсулинозависимый диабет означает необходимость лечения инсулином после постановки диагноза.

При диабете I типа инсулинпродуцирующие клетки поджелудочной железы разрушаются особым процессом в организме, известным как «аутоиммунный», т.е. при котором клетки организма атакуют друг друга. В конце концов, это приводит к полной потере способности вырабатывать инсулин.

Повышение уровня глюкозы в крови происходит после того, как питательные вещества, а именно углеводы (крахмал и сахара), поступающие в организм с едой, расщепляются в желудочно-кишечном тракте на простые сахара (моносахариды) и всасываются в кровоток. Сахар, или глюкоза, — «сырье» для выработки энергии.

Наш организм состоит из миллионов клеток, которые день и ночь «трудятся» для того, чтобы поддерживать в нас жизнь. Клетки играют в организме роль шестеренок, а сахар является топливом для них. Энергия нужна клеткам для выполнения всех жизненно важных функций — дыхания, пищеварения, движения и многих других.

Сразу после еды содержание сахара в крови начинает повышаться. У здорового человека в ответ на повышение сахара в крови поджелудочная железа начинает выделять инсулин. С помощью инсулина, который выполняет роль ключа, открывающего «двери» клетки, глюкоза поступает внутрь клеток.

Клетки, получившие глюкозу, начинают вырабатывать энергию, а в крови сахар соответственно снижается, т.е. регулирование уровня сахара крови происходит автоматически и он остается в определенных пределах (приложение 1.2).

У здорового человека уровень сахара в крови удерживается в достаточно узких границах: 3,3–5,5 ммоль/л натощак и до 8,0 ммоль/л после еды.

Часть глюкозы откладывается в печени, мышцах и жировой ткани в виде гликогена. Гликоген — это запас глюкозы, который крайне важен для поддержания нормального уровня сахара в крови в тех случаях, когда организм будет нуждаться в сахаре.

Кроме инсулина в организме постоянно выделяются другие, так называемые контринсулярные гормоны (глюкагон, адреналин и др.), которые, наоборот, повышают уровень сахара в крови, высвобождая его из запасов гликогена.

Это происходит для того, чтобы содержание сахара не снизилось слишком сильно в промежутках между приемами пищи, или при физической нагрузке, когда имеется большой расход энергии.

У людей с сахарным диабетом 1-го типа происходит следующее. Углеводы вместе с пищей поступают в желудочно-кишечный тракт, расщепляются до простых сахаров, попадают в кровоток, как и у здоровых людей, а вот внутрь клетки пройти не могут, так как нет инсулина — «ключа», который открывает «двери» клеток для сахара.

Если сахар не попадает в клетку, то он накапливается в крови. глюкозы в крови начинает сильно повышаться. Клетки не получают глюкозу, им не из чего вырабатывать энергию, они «голодают» и начинают посылать сигнал тревоги, поэтому человек испытывает чувство голода.

К сожалению, еда мало помогает, так как при отсутствии инсулина сахар все равно не попадает в клетки. Поскольку клетки организма не получают энергию из углеводов, они начинают брать ее из белков и жиров, для выработки энергии из которых не требуется инсулин.

При расщеплении жиров, помимо прочих продуктов распада, выделяются кетоновые тела, которые накапливаются в организме (кетоацидоз) и отравляют внутренние органы. Человек испытывает усталость, слабость, сонливость, иногда у него бывают боли в животе и рвота, изо рта пахнет ацетоном.

Аппетит пациента с диабетом и количество потребляемой им пищи могут оставаться неизменными или даже увеличиваться, но его вес, тем не менее, будет падать.

Когда уровень сахара крови превышает 10 ммоль/л, организм начинает выводить сахар через почки. На растворение сахара требуется больше воды, поэтому учащается мочеиспускание. В связи с потерей организмом воды появляется жажда, больной начинает больше пить (приложение 1.3).

Следовательно, основными симптомами сахарного диабета, т.е. высокого сахара в крови, являются:

Источник: https://medread.ru/terapevticheskoe_obuchenie_detej_bolnyh_saharnym_diabetom/9/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.