Преодоление артикуляционных расстройств – после перенесенного инсульта

Содержание

Как восстановить речь после инсульта при ее нарушении или полной потере

Преодоление артикуляционных расстройств - после перенесенного инсульта

Восстановление речи после инсульта – одна из важнейших задач при реабилитации больного. Важно не откладывать этот процесс на потом: чем позже начать, тем меньше шансов на успех. И лучше, если к восстановлению речи у больного сразу подойти грамотно.

В этой статье мы рассмотрим необходимые этапы реабилитации и все способы как восстановить речь после инсульта, которые при этом возможны.

­­­­Если вдруг случился инсульт

Что происходит при инсульте? Повреждается кровообращение в различных участках головного мозга в той или иной степени, страдает нервная система, повреждается связь с мозгом. Человек лишается многих возможностей своего организма, о которых он раньше и не задумывался.

Инсульт безжалостно делит жизнь человека на «до» и «после». В лучшем случае, это незначительные изменения в памяти, в речи, в движении. И если вовремя и правильно провести лечение и реабилитацию, человек быстро восстановится и вернется к обычной жизни.

Но случается и полная потеря всех этих и некоторых других функций организма. И тогда человек никогда не станет прежним. Это трагедия как для него самого, так и для его близких.

В этой ситуации нельзя допускать паники. Нужно запастись терпением и предпринять все возможные способы для максимальной помощи больному. Ведь ему предстоит научиться жить заново.

Что необходимо для успешного восстановления больного после инсульта:

  • Конечно же медикаментозное лечение, назначенное врачом. Оно стимулирует нарушенное мозговое кровообращение. Его важно проводить постоянно.
  • Восстановление двигательных функций. Здесь требуются занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, возможно использование специальных тренажеров для возвращения чувствительности парализованных конечностей.
  • Работа по восстановлению речи, памяти, способности читать и писать, восприятию действительности. Без помощи логопеда и правильно выстроенной системы занятий тут не обойтись.
  • Комфортный климат в семье, психологический настрой самого пациента, а также его родственников, море терпения и оптимизма.

Нарушение речи при инсульте

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

Разберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая. Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая. В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная. Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная. Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная. Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Может ли восстановиться речь после инсульта
и как быстро это произойдет?

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то  у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом.

Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

Вот обычные рекомендации врачей родственникам пациента:

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.

Что делать, если при инсульте происходит потеря речи

Как же вернуть речь после инсульта? Сразу же после первой необходимой помощи больному, важно обратиться к логопеду.

Только этот специалист сможет правильно оценить степень повреждения речи и составить эффективный комплекс мер для ее восстановления. задача такого комплекса: восстановить речевое дыхание, голос, артикуляцию, интонацию, тембр.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Не стоит заниматься самолечением в этом случае. Только после показанных логопедом упражнений и массажей, можно будет регулярно выполнять их самостоятельно в домашних условиях при помощи родных.

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Артикуляционная гимнастика после инсульта

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Упражнения для голоса

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

Логопедический массаж после инсульта

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Особенности работы доктора с больным

  • задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.
  • Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает.
  • Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать. Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить.
  • То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится. Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти.
  • Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками. Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные. Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные.
  • Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово. Задания постепенно усложняются.
  • Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ. И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.

Музыкотерапия

Часто бывает так, что человеку, перенесшему инсульт, сложно говорить, но он может петь. Тогда все логопедические упражнения со звуками, слогами, словами выполняются как песня.

Лицевая рефлексотерапия

На биологически активные точки на лице производятся определенным образом воздействия.

Лечение стволовыми клетками

При введении таких клеток в пораженные ткани можно добиться восстановления их целостности.

Иглорефлексотерапия

Такой способ используют в основном при моторной афазии. Таким образом, корректируют речевую деятельность у человека.

Заключение и выводы

И в заключение хочется подчеркнуть наиболее важные моменты, о которых нельзя забывать при восстановлении речи у больного после инсульта:

  • Это быстрое реагирование на проблему и не откладывание мероприятий по реабилитации на потом,
  • умеренность во всем,
  • постепенное увеличение нагрузок при занятиях,
  • обязательное обращение к логопеду, а возможно и к дефектологу,
  • строгое выполнение всех их предписаний,
  • огромное терпение и создание максимально доброжелательной атмосферы в доме.

Инсульт – серьезное заболевание, но при таком подходе его гораздо легче одолеть.

Как восстановить речь после инсульта при ее нарушении или полной потере Ссылка на основную публикацию

Источник: https://KakGovorit.ru/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta

Дизартрия после инсульта

Преодоление артикуляционных расстройств - после перенесенного инсульта

Что необходимо предпринять, и как человеку восстановить речь после инсульта? Какие формы нарушений речи могут быть? Какая программа для восстановления речевого расстройства подойдет? Ответы на данные вопросы будут рассматриваться в этой статье.

Какие бывают формы речевых расстройств? У человека перенесшего инсульт может быть одно из двух кардинально отличающихся форм – дизартрия и афазия. Такая информация может быть полезной для составления плана лечения. В чем отличие между этими расстройствами?

Дизартрия. Такое нарушение речи после инсульта является наличием дефектов произношения слов и звуков. В это время человеку легко понимать обращенную к нему речь.

Может писать и читать, но у него нарушена работа мышц, которые отвечают за произношение звуков.

Такое речевое расстройство иногда называют нарушением артикуляции, которое характерно при поражении подкорковых структур и задних отделов лобных долей.

Афазия. Это нарушение самой речи как проявления высшей нервной деятельности. Человек не может воспринимать или осознавать письменную или устную речь, но может слышать и видеть слова и звуки (это сенсорная афазия).

Он не может произнести слово, так как не формируется нужный для этого импульс в отделах неокортекса (моторная афазия). В этом случае человек не может говорить и не понимает обращенную к нему речь.

Это расстройство встречается после локализации в бассейне средней левой мозговой артерии патологического процесса.

Лечение афазии. С психологической точки зрения вернуть речь человеку с таким типом расстройства сложнее, ввиду затрудненного контакта с больным.

При наличии сенсорной афазии просто не получится рассказать человеку о своих планах и пожеланиях. При наличии моторной афазии он не может даже ответить. Так как чтение текстов и письменная речь тоже нарушена.

При наличии тотальной афазии все намного сложнее. Здесь необходимо терпение и работа.

При инсульте потеря речи может сохраниться в течение длительного периода времени. И нужно ежедневно заниматься с человеком. Когда человек хочет что-то сказать его нужно внимательно слушать. Не нужно его перебивать или поправлять. Не нужно договаривать за него предложения даже если поняли смысл фразы.

Можно инициировать беседу со стороны здоровых людей. Если случилась сенсорная афазия, на начальном уровне советуется применять картинки с подписями. При этом на иллюстрациях должны быть нарисованы обычные предметы из обихода.

Чтобы улучшить контакт с больным можно разрабатывать и альтернативные способы коммуникации.

Если есть моторная афазия, то начинать необходимо с повторения речевых рядов, например, дни недели, счет, времена года, месяцы. Можно пользоваться утвердительными ответами на обычные бытовые вопросы. Например, кушать будешь? – Буду. Полезно применять картинки с подписями, но на них следует изобразить не предметы, а какие-то действия или простые сюжеты.

Лечение дизартрии. Здесь главная цель научить человека произносить слова. Для этого понадобиться прививать навыки мышцам в ротовой полости и нижней челюсти. Как можно это сделать?

Больному с расстройством типа дизартрия следует постоянно выполнять специальные упражнения для языка. Например, высовывать расслабленный или напряженный язык, выполнять круговые движения и упираться языком в зубы. Кроме того нужно будет делать артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и мимических мышц (в области глаз, лба и др.).

Что касается логопедической коррекции, ее следует проводить под руководством специалиста врача-логопеда. Он сможет подобрать нужный комплекс упражнений, чтобы восстановить функцию глотания. Такие расстройства часто встречаются вместе. Кроме того следует проводить медикаментозную терапию, которая направлена на профилактику осложнений и улучшение кровоснабжения головного мозга и трофики.

В заключении отметим, что врачи-логопеды могут помочь родственникам больного намного расширить арсенал средств, которые необходимо применять, помогая восстанавливать речь после инсульта.

Здесь описано только направление строительства стратегий, и как их можно воплотить в жизнь.

Успех в восстановлении речи будет зависеть от слаженности работы всех участников данного процесса, а именно от медицинских работников, родственников и конечно усилий самого больного.

Дизартрия

Дизартрия — это расстройство речи, которое обусловлено периферическим или двусторонним параличом мышц речедвигательного аппарата, поражением стриопаллидарной системы, поражением мозжечка.

При таком нарушении речи, как дизартрия фразы, произносимые больными, правильно построены, словарный запас не нарушен, но слова они произносят не четко.

Особенно трудны для произношения такие звуки как «р» и «л» или шипящие. Речь получается не четкая, смазанная. Такие больные жалуются на ощущение «каши во рту».

Также, у таких больных наблюдается изменение интонации, нарушение темпа и ритма речи.

Псевдобульбарная дизартрия

такой вид нарушения речи появляется при двустороннем поражении корково-ядерных путей, и в следствии этого параличом мышц, которые иннервируются подъязычными, блуждающими и языкоголотковыми нервами.

Псевдобульбарную дизартрию принято делить на три степени. По уровню тяжести и поражения речи.

1) Легкая степень дизартрии. Для нее характерно отсутствие грубых нарушений речи. Проблемы артикуляции заключаются в медленных и не точных движениях языка и губ.

Для больных с таким нарушением речи характерна некоторая смазанность при произношении звуков «ж» «ш» «р» «ц» «ч», звонкие звуки произносятся при недостаточном участии голоса. Также, для произношения трудны мягкие звуки.

2) Средняя степень дизартрии. Наиболее многочисленна. Для этой степени характерны амимичность, ограничены движения языка, мягкое небо малоподвижно, голос с назальным оттенком, обильное слюноотделение, нарушение акта глотания и жевания. Речь невнятна, тихая, смазанная. Дети обычно с поздним развитием речи(около 5-6 лет).

3) Тяжелая степень дизартрии. Анартрия. Для нее характерно глубокое поражение мышц и полное бездействие речевого аппарата. Лицо у таких больных маскообразное, рот постоянно приоткрыт, нижняя челюсть отвисшая. Речь отсутствует полностью, хотя иногда они могут издавать нечленораздельные звуки.

Бульбарная дизартрия

такое нарушение речи происходит из-за паралича или пареза мышц, которые принимают участие в артикуляции. Такой вид дизартрии часто сопровождается расстройством глотания.

Мозжечковая дизартрия-

появляется при поражении мозжечка или его проводящих путей. Такой вид дизартрии характеризуется растянутостью речи, с нарушенной модуляцией и не постоянной громкостью.

Экстрапирамидная дизартрия

(гиперкинетическая дизартрия, подкорковая дизартрия) возникает при поражении подкорковых узлов и нервных связей. У таких больных речь смазана, «в нос», нарушен темп речи, просодика, интонационно-мелодическая структура.

Паркинсоническая-

такой вид дизартрии наблюдается при паркинсонизме, для него характерна замедленная, невыразительная речь, модуляция голоса нарушена.

Стертая форма дизартрии

при этой форме дизартрии нарушается произношение свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма.

Холодовая дизартрия

такая форма дизартрии проявляется при миастеническом синдроме. Проявляется как затрудненная артикуляция во время понижения температуры окружающего пространства.

Экстрапирамидная дизартрия-

данный вид дизартрии обусловлен поражением стриапаллидарной системы.

Преодоление артикуляционных расстройств — После перенесенного инсульта

Страница 12 из 13

Следствием нарушения мозгового кровообращения, кроме афазий, могут быть различные дизартрии. Диагноз дизартрии, ее форм ставит врач невропатолог.

Наиболее часто встречающаяся форма этого речевого расстройства называется псевдобульбарной (по названию соответствующего отдела мозга) дизартрией, которая возникает при двустороннем нарушении нервных путей, идущих от коры головного мозга к его подкорковым отделам, к стволу мозга.

При этой форме речевого расстройства у больных полностью сохраняется понимание речи, они могут общаться при помощи письма или азбуки, по которой они указывают пальцем буквы, входящие в слова и фразы.

При псевдобульбарной дизартрии у больных нередко наблюдается полное отсутствие движений языка, губ, мягкого нёба, гортани либо крайняя замедленность, заторможенность этих движений. Язык больного подтянут кзади, спинка языка закруглена и закрывает вход в глотку.

Больной с трудом высовывает малоподвижный язык вперед, во многих случаях может пододвинуть его лишь к зубам, не выдвигая из полости рта. Амплитуда движений языка настолько мала, что больной не всегда может облизать губы, поднять язык вверх.

Наименее подвижным оказывается кончик языка, он напряжен, почти не меняет своего положения, если надо облизать губы, опустить язык вниз.

Так как при псевдобульбарной дизартрии нарушаются движения не только языка, но и губ, мягкого нёба, глотки, гортани, больной не только молчит, но и не ест обычную пищу из-за нарушения жевания и глотания. Нередко больные поперхиваются жидкой пищей. И как следствие нарушения сглатывания слюны у них наблюдается слюнотечение.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется в разной степени тяжести, и для преодоления этого недуга подчас требуется довольно длительное время. Хотя по мере восстановления речи у больных наблюдается и уменьшение слюнотечения, но долгое время сохраняется «гнусавый» оттенок голоса из-за плохой подвижности мягкого нёба, несмотря на расширение амплитуды движений языка и губ.

Преодоление псевдобульбарной дизартрии возможно только при ежедневной тренировке движений мышц языка, губ, мягкого нёба и глотки. Для этого используется особая гимнастика артикуляционного аппарата, сочетаемая с легким массажем органов артикуляции, при этом желательно проводить и посильную для больного общую гимнастику.

Надо постоянно помнить о чрезвычайно быстро возникающей усталости больного, в связи с чем желательно после каждых 5—7 минут занятий (а иногда и чаще) делать небольшие перерывы, давая ему отдохнуть. Многие больные могут тренироваться сами, сидя перед зеркалом и постепенно добиваясь все большей амплитуды движений языка и губ.

Вот основные упражнения, содействующие преодолению артикуляционных расстройств при этой форме дизартрии.

I. Подготовительные упражнения.

1. Упражнения для мышц шеи: медленно, спокойно поворачивать 2—3 раза голову в стороны (вдох носом, выдох ртом), нагибать голову вниз (выдох носом), не спеша поднимать ее прямо (вдох ртом).

2. Гимнастика мышц зева и глотки:

а) по возможности широко открыть рот, вдохнуть и плавно выдохнуть воздух (позевывание);

б) покашливание (имитировать кашель);

в) зажав слегка ноздри, пальцем сдувать с ладони ватку или бумажку, дуть на зажженную спичку, на воду, надувать щеки при крепко сжатых губах.

Выполнение упражнений контролировать, наблюдая за собой в зеркале.

II. Проводить очень легкий массаж мягкого нёба подушечкой повернутого ногтем вниз большого пальца (ноготь должен быть либо аккуратно обрезан, либо закрыт напальчником гигиенической перчатки). Это упражнение должно быть очень кратким, достаточно прикоснуться к мягкому нёбу 3—4 раза, чтобы возникло необходимое для преодоления малой подвижности мягкого нёба рвотное движение.

III. Гимнастика и массаж артикуляционных мышц.

1. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, затем движение нижней челюстью в стороны, выдвижение нижней челюсти вперед и отведение ее назад.

2. Растягивание углов рта в улыбку, оскаливание зубов, стягивание губ в дудочку. Произнесение звуков «у», «о», «а»; затем парных звуков «и—у», «и—а», «и—о», а в дальнейшем звуков «а—о— у», «и—а—и», «а—и—а», «у—и—у», «и—у—и».

3. Одновременно надуть обе щеки, затем надувать их попеременно то правую, то левую. Втянуть щеки в пространство между зубами. Втягивать губы в рот. Поднимать верхнюю и опускать нижнюю губу. Пробовать фыркать и цокать.

4. Высовывать язык вперед лопаткой, жалом, поднимать язык к верхним зубам, к верхней губе, опускать язык в полость рта, на зубы; позже — к нижней губе, делать круговые движения языком в разные стороны в полости рта, вокруг зубов, вокруг рта, присасывать язык к нёбу.

С целью массажа языка рекомендуются упражнения: движения языком между слегка сжатыми зубами, легкое покусывание языка, круговое движение языка вокруг губ, присасывание языка к нёбу, воспроизведение кучерского «тпру».

Кроме этого желательно проводить гимнастику мускулатуры лица: «хмурить» по заданию лоб, брови, морщиться, имитируя зубную боль или ощущение кислого во рту, поднимать и опускать брови, имитируя удивление, попеременно закрывать веки глаз, имитируя прищуривание то левым, то правым глазом, попеременно поднимать углы рта, делать нюхательные движения, оскаливать зубы, имитируя откусывание хлеба. Проводится очень мягкий (1 минуту) массаж губ, щек, мышц лба.

Не каждый больной на одном занятии сможет выполнить все рекомендованные выше упражнения. Следует исполнять одно-два из каждой группы упражнений одновременно на каждом занятии, особенно в начале восстановительного лечения.

В дальнейшем, по мере улучшения состояния, объем выполняемых упражнений постепенно расширяется, включаются новые задания.

Постоянно надо помнить, что больные с дизартрией очень утомляемы, и гимнастические занятия должны длиться не более 15—-20 минут (а иногда и меньше), с небольшими перерывами на отдых.

Параллельно с проведением специальных упражнений для мышц, участвующих в артикуляции, с больными ведутся и занятия по восстановлению речи.

Вначале следует добиваться появления отдельных звуков, слогов, простых слов, затем фраз и сложных в артикуляционном отношении слов (например: электрификация).

Больным с дизартрией легкой степени даются задания на четкое произнесение скороговорок типа: «На дворе трава, а на траве дрова», «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать», «Карл у Клары украл кораллы», «Шла Саша по шоссе».

С каждым занятием больным необходимо постепенно увеличивать свою речевую активность. Параллельно воспитывается самоконтроль за правильностью речи.

В занятиях с больным надо быть терпеливым, гибким, деликатным и в то же время пунктуальным в организационных вопросах, не жалеть своего времени, не забывать о расписании занятий, помнить, что без помощи близких людей самому больному трудно справиться с речевым дефектом.

Как понять язык тела, анализ тела и движений. практическое упражнение

Источник: https://heal-cardio.com/2015/12/22/dizartrija-posle-insulta/

Как исправить нарушение речи после заболевание инсульт

Преодоление артикуляционных расстройств - после перенесенного инсульта

Для инсульта характерно изменение нормального кровообращения в головном мозге. В результате поражается центральная нервная система.

Как правило, после инсульта возникает нарушение речи у взрослых. Пострадавшему становится трудно воспроизводить слова или понимать их. Подобные сложности – тяжелый стресс для пострадавшего и его родственников. Однако правильное лечение способно сократить реабилитационный период и сделать его более эффективным.

Особенности нарушения речи при инсульте

Головной мозг является главным компонентом нервной системы. Ядра, которые находятся в стволе, отправляют нервные импульсы к отделам, выполняющим команды движения. К ним относятся нервы, отвечающие за создание речи.

Речевые зоны могут располагаться по-разному. Это зависит от того, какое полушарие является доминантным. У людей-правшей центры находятся в левом полушарии, а у левшей – наоборот.

Нижняя часть лобной доли содержит в себе центр Брока, отвечающий за воспроизведение речи. Он контролирует сокращение мышц органов артикуляции. Этот участок головного мозга ответственен и за порядок слов в предложении, за его построение, последовательность изложения. Если работа этой зоны нарушается, то пациент не может выражать свои мысли понятно. Но пострадавший понимает речь окружающих.

Еще один важный центр – зона Вернике, располагающаяся в задней области височной извилины. Этот участок ответственен за понимание речи в разговоре и на письме. Зона Вернике – слуховой центр, который анализирует и сопоставляет услышанное.

Зоны Вернике и Брока являются главными центрами речи. Но существуют также и другие, вспомогательные. Одни отвечают за логику мышления, другие помогают отделять главную мысль и т. д.

Нарушения речи при инсульте делятся на два типа – дизартрия и афазия.

Виды речевых расстройств

Для того чтобы узнать, какую реабилитационную методику назначить после перенесения инсульта, следует узнать, какой тип нарушения у пострадавшего. Процесс восстановления далеко не самый простой.

Афазия

Афазия при инсульте затрагивает высшую нервную деятельность человека. Пострадавший не может воспринимать услышанное или написанное. Однако и слух, и зрение остаются в норме.

Проблема вызвана тем, что в мозг поступает слишком слабый нервный импульс, которого недостаточно для выражения мыслей при помощи артикуляционного аппарата.

Всего существует несколько типов афазий, классификация зависит от локализации поврежденного участка и последующих дисфункций.

При моторной афазии повреждается верхняя часть главной артерии мозга. Артикуляционные органы могут функционировать нормально, однако у больного возникают сложности с их управлением.

Легкая форма афазии позволяет пациенту произносить предложения. Грамматическая форма, число и последовательность слов нарушаются. Пострадавший не может произносить отдельные звуки, выговаривать слова по слогам.

Но смысл сказанного остается понятным. Тяжелая форма афазии приводит к полному нарушению речи.

Сенсорная афазия возникает из-за поражения зоны Вернике. Понимание речи нарушается частично или полностью. Слух при этом в порядке. Больной может произносить отдельные звуки, которые не имеют никакой связи друг с другом.

Больной не может читать, считать, писать. Если повреждена теменная область, то нарушается ориентация в пространстве. При легкой форме нарушения пациент может узнавать некоторые слова.

Сложность лечения заключается в том, что он не понимает речи.

Важно! Если проводить регулярные занятия по коррекции афазии, то нарушение речи после инсульта возможно частично исправить.

Нарушение речи при инсульте в лобной доле часто приводит к появлению динамической афазии. У больного полностью отсутствует формулировка текста.

Мыслительные процессы сильно нарушены, человек не может выстроить предложение и воспроизвести его. При легкой форме больной понимает медленную речь, но быстрая становится для него непонятной.

В ответах использует слова, которые присутствовали в вопросе. Сложные формы динамической афазии делают человека инертным.

Для акустико-мнестической формы афазии характерно повреждение височной доли головного мозга, из-за чего нарушается слух. Снижается слухоречевая память. У больного появляются проблемы с восприятием текста, он путает значения слов. Чтение и письмо сохраняются, но сильно ухудшаются.

Амнестическая афазия – самая мягкая форма нарушения, повреждается нижний отдел височной доли. Речь остается осознанной и адекватной, мыслительные процессы не нарушаются. Сложность заключается в том, что больной забывает названия предметов и явлений, однако может описать их при помощи других слов.

Тотальная афазия является одной из самых серьезных форм. После инсульта наступает обширное поражение зон речи и восприятия в доминантном полушарии. Больной не может воспроизводить и понимать речь, при этом слух остается в норме. Обширные поражения могут повлечь за собой паралич.

Симптомы

Симптоматика нарушений может быть разной, это зависит от формы. Главные признаки речевого нарушения:

  • Нечеткая и непонятная речь.
  • Больной меняет звуки в словах местами.
  • Использование мимики, жестов при полном молчании.
  • Искажение слов или их значений.
  • Человек забывает слова и заменяет их синонимами.
  • Ослабление тонуса лицевых мышц.

В зависимости от формы нарушения назначаются различные методики лечения.

Методика лечения

Врачи решают вопрос о лечении еще с первого дня инсульта. Однако приступить к коррекции можно только спустя две недели после инсульта. Для реабилитации существует несколько способов:

  1. Логопедический массаж – направлен на активацию речевых точек, на расслабление артикуляционной мускулатуры. Иногда для массажа врачи применяют специальные зонды, которые непосредственно влияют на мышечные волокна глотки и гортани.
  2. После инсульта, для устранения нарушений речи, применяют лечение медикаментами. Препараты повышают выносливость нервной ткани к недостатку кислорода, способствуют образованию новых связей межу нейронами.
  3. Упражнения на мелкую моторику рук позволяют восстановить нормальное функционирование речевого аппарата.
  4. После инсульта назначают логопедические упражнения для губ, щек, языка. Они позволяют улучшить тонус мышц лица. Так можно избавиться не только от дефектов речи, но и от асимметричности лица.

Больному необходимы домашние занятия. Специальные скороговорки, песни, упражнения позволяют улучшить состояние ых связок.

Обратите внимание! Успешность коррекции зависит от своевременного обнаружения и начала, регулярности упражнений и позитивного настоя больного.

Народные способы борьбы с недугом

При инсульте, для восстановления речи используют черную редьку. Ее нарезают тонкими ломтиками или натирают. Овощ держат во рту, он вызывает жжение и покалывание. Из редьки также делают компрессы, которые прикладываются к поврежденному лицевому нерву.

Также популярны хвойные ванны. Если улучшения в речи долго не появляются по психоэмоциональным причинам, используют ванны для ног с добавлением хвои. Эфирные масла расслабляют и снимают стресс.

Прежде чем воспользоваться одним из народных методов, следует проконсультироваться с врачом.

Комплексы упражнений для восстановления речи

Артикуляционная гимнастика после инсульта – очень важная часть реабилитации пациента, проводить ее нужно регулярно.

Комплекс артикуляционной гимнастики языка после инсульта нужен для нормализации его тонуса. Пациент должен делать некоторые манипуляции с языком: попробовать свернуть его в трубочку, облизнуть губы, дотянуться до носа.

Необходимы также логопедические упражнения с использованием скороговорок и песен. Они позволяют восстановить ые связки и произношение. Назначать речевые скороговорки и упражнения должен только врач.

Заключение

В большинстве своем, нарушения речи после инсульта излечимы, однако важно приступить к коррекции сразу же. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее больной избавится от проблем с восприятием или произношением.

Важно также снять психологический блок, так как человек после перенесения инсульта чувствует себя бессильным и беспомощным. Необходима поддержка близких.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/narushenie-rechi-pri-insulte.html

Восстановление речи после инсульта – упражнения

Преодоление артикуляционных расстройств - после перенесенного инсульта

Инсультом называют острое нарушение мозгового кровообращения, которое приводит к изменению или полному отсутствию некоторых важных функций работы тела, и проявляется тяжелыми последствиями системного характера. Инсульт чаще поражает пожилых людей (хотя существуют и пострадавшие молодого возраста). Поэтому после достижения 50 лет врачи рекомендуют проводить профилактику развития инсульта.

Почему нарушается речь после инсульта

Инсульт приводит к уменьшению интенсивности работы определенных органов и систем или даже полного отсутствия функциональной активности с их стороны. При этом вид такого нарушения находится в прямой зависимости от места поражения, то есть тех участков головного мозга, которые пострадали в такой ситуации в наибольшей степени.

Нарушение речи после инсульта происходит вследствие полного или частичного поражения центра Брока.

Он находится в задней части извилины участка лобной доли наряду с частями двигательной коры, которые отвечают за деятельность конечностей.

Расстояние между указанными анатомическими участками маленькое, поэтому при обширной патологии гемодинамики или кровоизлиянии в лобную извилину нарушения речевой активности совмещается с двигательными расстройствами рук и ног.

Нарушение речи или ее отсутствие зависит от типа поражения указанного центра. Чем сильнее патология головного мозга, тем тяжелее будут последствия. Они могут варьировать от незначительной спутанности при произнесении слов до полного отсутствия возможности разговаривать или слышать обращенную речь. Иногда может наблюдаться сочетание двух последних нозологий.

Интенсивность последствий зависит также от момента оказания первой помощи и начала лечебного процесса. Чем быстрее был диагностирован инсульт и начат неотложная терапия, тем меньшими будут последствия для всего организма, и речевого функции в частности. Проблема таких ситуаций заключается в запоздалой диагностике возникновения заболевания.

Обычно первыми симптомами являются нарушение координации движений и спутанность речи. Такие проявления очень похожи на состояние алкогольного опьянения, поэтому иногда их просто игнорируют. Если есть подозрение на инсульт, необходимо немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Самостоятельно проводить никакие терапевтические мероприятия нельзя.

Нарушение речевой функции

Патологические проявления нарушений речевых функции, которые, как отмечалось, зависят от тяжести поражения центра Брока, могут проявляться в форме тотальной, моторной, сенсорной и амнестической афазий. При массивных поражениях указанных структур может наблюдаться сочетание нескольких характеристик различных нозологий такого типа.

  • Тотальная афазия является самым тяжелым последствием поражения речевого центра. Проявляется отсутствием понимания обращенной речи и неспособностью говорить отдельные звуки или слова. Память на название предметов отсутствует. Речевой контакт с таким больным зачастую является невозможным.
  • Моторная афазия в морфологическом контексте проявляется отсутствием нормального построения предложений и полного произнесения слов. Часто больной произносит только некоторые слова, их части или непонятные звуки. Обращенную к нему речь понимает, узнает все предметы и визуально знает их названия. В случаях тяжелого поражения моторная афазия может проявляться отсутствием слов, невозможностью произносить любые звуки. Способность к узнаванию и пониманию речи при этом не всегда сохраняется.
  • Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи. При таких условиях анатомические нарушения слуховой активности отсутствуют. При этом собственная речь сохранена в полной мере. Больной может использовать объемные конструкции для выражения своих мыслей. Иногда при разговоре с кем-то больной может забывать название определенного предмета или путать названия, зная функции и характеристику. При этом иногда наблюдается замена звуков и букв в словах.
  • Амнестическая афазия заключается в забывании больным названий определенных слов или конструкций. При этом пациент помнит функциональное предназначение предмета, его цвет и размер, однако само слово подобрать не может. Понимание обращенной речи сохранено.
  • Еще одним важным следствием инсульта в плане изменений речи является дизартрия, то есть нарушение произнесения звуков. Слова, которые говорит такой человек, очень тяжело понять. Голос становится глухим, гнусавым. Часто дизартрия сопровождается нарушениями работы дыхательной системы и расстройствами глотания.

Способы лечения афазии

Лечение является очень важным этапом в процессе постинсультного восстановления больного. Вовремя начатая терапия часто помогает сохранить не только определенный вид функциональной активности и работы отдельных систем человеческого организма, но и саму жизнь пациента.

Сначала в таких случаях речь идет об общей терапии, которая направлена на улучшение и стабилизацию состояния всего тела. После относительного улучшения лечение направляют на преодоление патологий работы некоторых видов активности, пострадавшие после заболевания.

На начальных этапах такая работа заключается в проведении терапевтических сеансов с логопедом. Врач будет способствовать восстановлению утраченных функций и общему улучшению работы речевой системы.

При этом большое значение имеет систематичность проведения такого лечения. При наличии такой возможности сеансы нужно проводить как можно чаще, что будет способствовать ускорению наступления результатов.

Такая терапия имеет позитивный эффект только в сочетании с приемом фармакологических средств. Параллельно с проведением сеансов у логопеда больной должен принимать курс гемостатиков или тромболитиков (в зависимости от вида перенесенного инсульта).

Иногда практикуют хирургическое вмешательство для восстановления утраченных функций и преодоления различных видов афазии. Однако такой метод воздействия применяется относительно реже, поскольку может привести к непредсказуемым последствиям.

Несмотря на уровень развития технологий и профессионализм хирургической бригады, при проведении таких манипуляций и вмешательства, которые проводятся на головном мозге, всегда существует определенная опасность.

Поэтому хирургическое лечение афазий и других последствий такого рода хотя и является довольно действенным методом, применяется относительно реже и только после письменного согласия пациента (или его родственников в случае отсутствия сознания у последнего).

Физиотерапевтические процедуры применяются как дополнительный метод при лечении патологий речи, которые возникают в постинсультном состоянии. В перечень таких методов внешнего воздействия входит лечение электротоком (например, электрофорез), магнитным воздействием, рефлексотерапия и иглотерапия, использованием пиявок.

Часто применяют различные виды массажа. Этот перечень физиотерапевтических процедур не является полным и может варьироваться в зависимости от особенностей организма и его потребностей.

Назначение таких средств воздействия осуществляется только реабилитологом.

Последний также тщательно следит за выполнением всех процедур больным, правильностью их осуществления, а также динамикой наступления положительного результата.

Восстановление речи после инсульта

Для преодоления постинсультных последствий в виде нарушения понимания и произнесения слов используют комплексную терапию. К ней относится фармакологическое воздействие, физиотерапевтические процедуры, занятия с логопедом и другими специалистами такого профиля. При этом восстановление речи после инсульта ускоряется при такой комплексности.

Однако прогноз по устранению таких патологий очень индивидуален. Он зависит от степени поражения организма, интенсивности и качества терапии, направленной на восстановление утраченной активности, а также регенерационных возможностей самого организма.

Большую роль на этапе восстановления утраченных функций имеет психологическая поддержка больного. Родные и близкие, которые принимают непосредственное участие в такой реабилитации, должны поддерживать моральный дух своего родственника. Психологическая помощь для больного в такой период является очень важной, поэтому рекомендуется окружить его любовью и поддержкой.

Стоит помнить, что двигательные функции и активность органов целенаправленного воздействия восстанавливается гораздо быстрее. Паралич руки и ноги при применении хорошей терапии можно вылечить в течение года. Для полного восстановления утраченных речевых функций обычно требуется гораздо больше времени. Поэтому в таких случаях нужно запастись терпением.

Логопедические приемы различных уровней сложности и интенсивности применяют в пределах лечебного учреждения, а также при работе врача с больным дома. В таких ситуациях медицинский работник подбирает специализированный комплекс упражнений индивидуально для каждого больного для восстановления утраченных функций и ускорения выздоровления.

На начальных этапах рекомендуют проводить небольшие нагрузки на пораженный организм. К примеру, упражнение, в котором нужно закончить слово или букву. К примеру, логопед произносит «замечательная сегодня пого …», а пациент отвечает «да».

Существует большое количество логопедических приемов и средств воздействия для восстановления потерянных речевых функций человека, перенесшего инсульт. Они подбираются и корректируются врачом индивидуально для каждого больного, чтобы достичь большего терапевтического эффекта.

Практикуется использование помощи логопеда на поздних стадиях заболевания. То есть, к занятиям приступают не сразу после возникновения осложнений, а некоторое время после. Такое лечение хотя и имеет определенную положительную динамику улучшения утраченных функций, приносит заметно меньше пользы по сравнению с логопедическими занятиями, которые начинают проводиться сразу после удара.a

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях тоже приносит позитивный результат.

Для этого существует целый комплекс упражнений, которые больной может самостоятельно выполнять дома без посторонней помощи.

Это, например, вытягивание губ трубочкой и их облизывание, высовывание языка, приоткрывание рта и тому подобное. Такие упражнения способствуют восстановлению моторики органов, с помощью которых образуется речь.

Советы родственникам больного с нарушениями речи

Как мы уже упоминали, большое значение при проведении восстановительной терапии имеет психологическая помощь родственников. При этом рекомендуется придерживаться следующих советов:

  • в присутствии больного нельзя применять резкие высказывания в его сторону или по поводу его заболевания, потенциальной невозможности выздоровления и тому подобное
  • нужно тщательно корректировать выражение лица и интонации при высказываниях, чтобы своим недовольством не повлечь ухудшение психосоматического состояния больного
  • общение с больным должно проходить в мягких и ласковых тонах. Однако это не должно напоминать общение с ребенком
  • ни в коем случае нельзя уменьшать количество общения. Это может способствовать развитию депрессивного состояния, а также отсрочит положительную динамику выздоровления путем стимулирования речевой деятельности

Соблюдение этих простых правил поможет установлению благоприятного микроклимата для больного. Это, в свою очередь, будет способствовать ускорению выздоровления и восстановлению утраченных функций.

Прогноз

При поражении участков головного мозга, которые отвечают за речевую функцию, прогноз может быть очень разным. Он будет зависеть от нескольких факторов. В первую очередь, от степени поражения, то есть, интенсивности развития патологического процесса и его последствий. Важную роль также играет оказания первой неотложной помощи. Важно, чтобы это было быстро и квалифицированно.

При обеспечении восстановительной терапии в постинсультном периоде важное значение имеет качество проведения лечения. При условии соблюдения всех рекомендаций реабилитация будет проходить относительно быстро. Поэтому при комбинированном использовании медикаментов, физиотерапии, работы с логопедом и помощи родственников результат не заставит себя долго ждать.

Источник: https://insult-med.com/posle/vosstanovlenie/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.