Приложения и литература – диагностика и коррекция нарушений развития высших психических функций у детей

Диагностика и коррекция нарушений развития высших психических функций у детей

Приложения и литература - диагностика и коррекция нарушений развития высших психических функций у детей

Подробности Категория: Литература

Научно-терапевтический центр профилактики и лечения психоневрологической инвалидности
И.А. Скворцов, Г.А. Адашинская, И.В.

Нефедова МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ В учебном пособии отражен большой опыт по реабилитации и социальной адаптации детей с различными врожденными и наследственными заболеваниями нервной системы, включая разные формы детского церебрального паралича, детский аутизм, задержки развития речи, умственную отсталость, накопленный за 10 лет Научно-терапевтическим Центром профилактики и лечения психоневрологической инвалидности под руководством И.А. Скворцова. Анализ результатов большого числа диагностических исследований послужил основанием для разработки адекватных и объективных методических подходов для дифференцированной поэтапной диагностики детей, а также для поиска более эффективных способов коррекции нарушений.

Пособие предназначено для невропатологов, психоневрологов, психиатров и медицинских психологов, повышающих квалификацию в учреждениях Минздрава РФ.

Введение

Нарушение психоневрологического развития у детей – одна из актуальных медикосоциальных проблем. Тяжесть функционального дефекта в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах, в восприятии окружающего мира и навыках общения с ним может варьировать от тяжелой инвалидизирующей церебральной патологии до минимальной мозговой дисфункции, затрудняющей обучение ребенка в школе.

За 10 лет работы нашего Центра накоплен большой опыт по реабилитации и социальной адаптации детей с различными врожденными и наследственными заболеваниями нервной системы, включая разные формы детского церебрального паралича, детский аутизм, задержки развития речи, умственную отсталость.

Эти нарушения могут быть связаны с внутриутробным или родовым повреждением мозга, а также с некоторыми наследственными заболеваниями, сопровождающимися поражением нервной системы и, как следствие, – нарушением психоневрологического развития.

Анализ результатов большого числа диагностических исследований послужил основанием для разработки адекватных и объективных методических подходов для дифференцированной поэтапной диагностики детей, а также для поиска более эффективных способов коррекции нарушений.

В НТЦ ПНИ психологическое обследование детей с нарушениями психоневрологического развития включает 3 основных направления:

  1. комплексное патопсихологическое исследование с определением «профиля развития» детей до 7 лет,
  2. нейропсихологическое исследование с оценкой локализации в мозге нарушений высших психических функций,
  3. комплексное исследование межличностных отношений в диаде «мать-дитя».

Методы психологической диагностики в Научно-терапевтическом центре профилактики и лечения психоневрологической инвалидности

Определение «профиля развития»

Эффективность реабилитации и перспективы обучения детей с аномальным развитием зависят от многих факторов, но, прежде всего от раннего выявления отклонений от нормы.

Раннее распознавание нарушений психоневрологического развития – залог успешного лечения и реабилитации таких детей.

Для объективной диагностики и стандартизации процедуры обследования в Научно-терапевтическом центре профилактики и лечения психоневрологической инвалидности (НТЦ ПНИ) была разработана специальная адаптированная карта «Психологическое обследование детей первых семи лет жизни с нарушениями психоневрологического развития». Результаты обследования представляются в виде графического «профиля развития», отражающего состояние психоневрологического статуса ребенка по сравнению с возрастной нормой по следующим шкалам:

  1. Моторика (крупная и мелкая). Формирование двигательных навыков, предметных действий, усвоение способов использования различных предметов.
  2. Восприятие. Определяется уровень восприятия и переработки информации о предметах и явлениях в совокупности, их свойств и частей. Уровень зрительного восприятия детей определяет правильность узнавания предметов и изображений, уровень избирательности внимания. Уровень слухового восприятия – понимание на слух слов, текстов, ритмических структур.
  3. Самообслуживание. Оцениваются моторные и интеллектуальные навыки по уходу за самим собой, навыки опрятности.
  4. Интеллект. Игра. Оценка уровня развития и сформированности определенных (образных, логических) мыслительных операций, пространственного мышления, вербального интеллекта. Определение уровня сформированности игровой деятельности ребенка.
  5. Речь (экспрессивная и импрессивная). Возникновение у ребенка понимания обращенной к нему речи (импрессивная речь), а также развитие собственной речевой деятельности, направленной к окружающим (экспрессивная речь): в начале ранней лепетной и слоговой речи, в последующем – формирование и обогащение словарного запаса, усвоение грамматических и стилистических структур, появление способности выразить свою мысль, понимать и интерпретировать чужую мысль.
  6. Коммуникация. Определение степени сформированности и своеобразия коммуникативного поведения ребенка, степени усвоения ребенком норм и правил общения, что является необходимым фактором для ранней диагностики психоэмоциональных расстройств.

Методика оценки уровня развития ребенка разрабатывалась на основе нормативных критериев, определяющих в каком возрасте у ребенка должны быть сформированы те или иные навыки.

Критериями оценок по шкалам служили возрастные показатели развития основных психических функций (моторика, речь, восприятие, самообслуживание, игра, вербальный и конструктивный интеллект) у здорового ребенка определенного возраста.

Сравнение данных развития психических функций больного ребенка с нормальными показателями позволяет установить степень его отставания (соответствия) от возрастной нормы. Отставание может быть равномерным и неравномерным (диссоциированным), по тяжести – выраженным, средним и легким.

На фоне лечения и по мере взросления ребенка «профиль развития» существенно изменяется. Наше лечение позволяет значительно ускорить темп развития ребенка, чтобы он мог нагнать своих здоровых сверстников.

На фоне лечения в НТЦ ПНИ больной ребенок развивается по ряду показателей быстрее, чем в норме, и «профиль развития» больного постепенно приближается к возрастной норме (рис. 1).

В настоящее время нами совместно с сотрудниками ВНИИИМТ разработана компьютерная программа «Психологическое обследование детей первых семи лет жизни с нарушениями психоневрологического развития», значительно помогающая врачам, психологам и педагогам в составлении «профиля развития».

Рисунок 1. «Профиль развития» ребенка на фоне лечения в НТЦ ПНИ
Ф.И.О. ребенка Илья А. Проходил лечение в течение 8 курсов. Представлены данные на последние 4 курса.

  1. курс – возраст 2 г. 10 мес.
  2. курс – возраст 3 г. 3 мес.
  3. курс – возраст 3 г. 8 мес.
  4. курс – возраст 4 г. 1 мес.

При поступлении в НТЦ ПНИ на 1 курс не мог ходить. Отмечалась выраженная задержка с развитии мелкой моторики. В речи – дизартрия.

5 курс (возраст 2 г. 10 мес.). Задержка развития мелкой моторики. Трудности в формировании навыков рисования и самообслуживания. Речевое и интеллектуальное развитие соответствует возрасту. Отмечается высокий темп восстановления и развития двигательных навыков.

  1. курс (возраст 4 г. 1 мес.). Остаточная моторная неловкость. Речевое и интеллектуальное развитие высокое.

Нейропсихологическое обследование детей и компьютерная программа «АНТ»

Основная задача психологического исследования – вычленить психофизиологические механизмы и причины дефектов, нарушающих процесс адаптации и развития ребенка. В НТЦ ПНИ широко используется оригинальная методика адаптированного нейропсихологического картирования коры больших полушарий головного мозга у детей (Э.Г. Симерницкая, И.А. Скворцов и др.

, 1988) в последующем усовершенствованная и компьютеризированная. Она позволяет выявить фактор (механизм) нарушения тех или иных высших психических функций (ВПФ) и, на основании анализа выявленных изменений ВПФ, поставить топический диагноз (т.е.

определить локализацию преимущественной дисфункции в коре головного мозга), а в дальнейшем – наметить пути и методы восстановительной работы.

Проведение нейропсихологической диагностики позволяет:

  1. Получить описание и анализ клинической картины нарушений психической деятельности ребенка.
  2. Определить основной фактор (механизм), являющийся причиной нарушения тех или других ВПФ.
  3. Определить зону (территорию) поражения коры полушарий головного мозга (топический диагноз).
  4. Вычленить и провести анализ сохранных высших психических функций.
  5. Получить рекомендации по проведению адекватной коррекционно-восстановительной работы.

Несколько лет назад на основе нейропсихологической методики исследования детей в НТЦ ПНИ разработана компьютерная программа АНТ (адаптированный нейропсихологический тест), в которую заложили возможность получать схематическое изображение полушарий мозга со сравнительной оценкой степени выраженности нарушений ВПФ в лобной, теменной, затылочной и височной долях обоих полушарий (см. рис. 2). Компьютерный вариант АНТ позволяет объективно оценивать динамику восстановления ВПФ у детей на фоне лечения.

Психологический анализ родительско-детских отношений

Эффективность коррекционно-восстановительной работы с детьми тесно связана с особенностями детско-родительских отношений.

Ни для кого не секрет, что добрые доверительные отношения детей и их близких позволяют облегчить трудности коррекционной работы и, напротив, напряженный эмоциональный фон семейных отношений может тормозить процесс реабилитации и выздоровления ребенка.

Поэтому при поступлении на лечение в НТЦ ПНИ диагностическое обследование проходят не только дети, но и у родителей определяется психо-эмоциональный статус, особенности личностной структуры. Мать ребенка с психоневрологической инвалидностью – важнейший участник процесса реабилитации, социальной адаптации и обучения.

Однако, тяжелый психологический груз, связанный с болезнью ребенка, нередко служит причиной дезадаптации матери, потери ею веры в будущее ребенка, а в ряде случаев приводит к психосоматическим патологическим состояниям.

У таких матерей может наблюдаться астения, общее недомогание, боли в сердце, желудочно-кишечные расстройства, нарушения менструального цикла и другие нарушения, которые нуждаются в специальной врачебной помощи, психотерапии, медикаментозном лечении.

Наиболее успешно помогают врачам матери, занимающие ведущее, доминирующее положение в диаде – «мать-дитя», так как этих матерей отличают такие черты, как уверенность в себе, высокая мотивация в достижении цели, активность, целеустремленность, умение постоять за себя, способность контролировать ситуацию. Противоположность им составляют матери, ведомые, занимающие подчиненное положение во взаимодействии с ребенком. Эти матери, как правило, неуверенны в себе, фон настроения сниженный, активность невысокая, у них нет уверенности в получении успешного результата лечения, в будущем ребенка.

Психологическое исследование диады «мать-дитя» в каждом конкретном случае позволяет своевременно выявить проблемы в родительско-детских отношениях и провести их психологическую и медицинскую коррекцию.

Источник: https://lmed.in/info/literatura/diagnostika-i-korrekciya-narusheniy-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funkciy-u-detey.html

Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции проявлений общего недоразвития речи у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе

Приложения и литература - диагностика и коррекция нарушений развития высших психических функций у детей

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Современное состояние проблемы общего недоразвития речи у младших школьников:

  • 1.Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста с ОНР.

2.Основные подходы коррекционной работы с детьми с ОНР:

  • 2.1.Логопедический подход.

2.2.Нейропсихологический подход.

2.3.Социальный подход.6

6

23

24

24

29

Глава II. Постановка проблемы исследования:

  • 1.Постановка проблемы исследования.

2.Обоснование выбора нейропсихологической методики

3.Методика исследования.34

34

37

37

Глава III. Экспериментальная часть:

  • 1.Результаты исследования и их анализ.

2.Обсуждение полученных результатов.49

49

80

ВЫВОДЫ 87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.88

Список литературы.90

Приложения.95

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии — около 10%.

С каждым годом среди учащихся, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ, увеличивается количество детей и с различными отклонениями в речевом развитии. Свыше 20 —

25. отклонений в речевом развитии детей данной группы квалифицируется специалистами как «общее недоразвитие речи» (ОНР) (данные сектора логопедии Института дефектологии).

У таких детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что количество детей с различными отклонениями в речевом развитии не только не уменьшается, но и постоянно растет.

Некоторые из речевых нарушений могут быть преодолены в условиях обучения в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи; другие можно устранить в условиях общеобразовательной школы, на специально созданных при школах логопедических пунктах.

Именно поэтому в школе остается высокая потребность в работе узких специалистов: психолога, логопеда, а также потребность в специальных коррекционно-развивающих программах. Тем более, что большинство из них продолжает обучаться в условиях обычных классов общеобразовательной школы.

Модель деятельности отдельно логопеда и модель деятельности отдельно психолога в школе достаточно полно проработаны. Логопед прекрасно знает, с какими детьми и как работать. То же самое можно сказать и про психолога.

Однако в начальных классах массовой школы в последнее время встречаются дети, уровень психического развития которых на первый взгляд не выходит за пределы нормы. Эти дети не имеют бросающихся в глаза отклонений в развитии речи, но учеба дается им с трудом.

Оказание помощи таким детям возможно только совместными усилиями психолога и логопеда. И тогда выясняется, что модель взаимодействия в работе этих специалистов еще слабо проработана.

Теоретической основой совместной деятельности психолога и логопеда может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложены Л.С. Выготским, А.Р. Лурия и его учениками.

Нейропсихология бурно развивается сегодня, имеет несколько направлений, из которых наибольший интерес для нас представляют нейропсихология детского возраста и нейропсихология индивидуальных различий. Эти направления тесно взаимосвязаны.

Каждое из них опирается на основные принципы нейропсихологии: о динамической локализации высших психических функций, о функциональных системах, о рассмотрении мозга как целостной структуры, каждая часть которой вносит свой специфический вклад в осуществление любой психической функции.

Плодотворным в работе и психолога, и логопеда оказывается факторный, синдромный подход в анализе отклонений формирования и нарушения ВПФ, среди которых, разумеется, находится и речь.

В работе мозга выделяют определенные факторы, входящие в качестве составляющих в разные психические функции. Каждый фактор связан с определенными структурами коры больших полушарий мозга, поражение которых ведет к выпадению связанного с ними фактора.

Таким образом, с одной стороны, при нарушении фактора нарушается не одна, а несколько функций, с другой стороны, психическая функция каждый раз нарушается по-разному и зависит это от того, какой из входящих в функцию факторов нарушен. Таким образом, мы видим, что ни одна из ВПФ никогда не разрушается полностью, всегда остаются возможности для ее восстановления.

Кроме того, по отношению к деятельности логопеда это означает, что работа по коррекции и развитию речи должна проходить совместно по развитию неречевых психических функций.

Преимущества нейропсихологической диагностики состоит в том, что путем анализа уровня сформированности основных факторов можно выявить не только слабые, но и нормально развитые базисные составляющие психики, на которые следует опираться в коррекционной работе.

Таким образом, мы видим, что нейропсихология позволяет сделать взаимодополняющей работу психолога и логопеда. Использование нейропсихологических методик обследования детей позволит сделать помощь ребенку со стороны узких специалистов адресной, а значит и более эффективной.

В связи с этим целью нашего дальнейшего исследования будет проведение нейропсихологической диагностики и подбор наиболее эффективных методов коррекции нарушений речи при нерезко выраженном речевом недоразвитии (НВОНР).

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

  • 1.Провести анализ имеющейся в настоящее время литературы по данной проблеме;
  • 2.Подобрать методики для нейропсихологического обследования детей младшего школьного возраста с углубленным изучением речевой сферы;
  • 3.Провести индивидуальную коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим речевым недоразвитием.

4.Провести повторную нейропсихологическую диагностику после коррекции детей младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим речевым недоразвитием.

В данном исследовании использовались публикации современных авторов, таких как А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Д. Хомская, Т.В. Ахутина и многих других.

Список использованной литературы

1.Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика.// В книге: Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Под ред. О.Б. Иншаковой. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001;

  • 2.Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6 — 8 лет // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 1996, № 2, стр. 51−58;
  • 3.Битова А.Л.

Применение нейропсихологического подхода в дефектологической практике. // В книге: Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Под ред. А.А. Цыганок. — М.: «Теревинф», 1998. Вып. 1;

  • 4.Вартапетова Г. М. Совместная работа логопеда и психолога с младшими школьниками. — М., 2002;
  • 5.Величкова О.А., Иншакова О.Б., Ахутина Т.В.

Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников. // Ж. «Школа здоровья» 2001 г. № 4;

  • 6.Вескер Л.Р. Нарушение звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. Автореферат. — М., 1977;
  • 7.Волкова Г. Л.

К проблеме комплексного подхода в логотерапевтической работе. // В книге: Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001;

  • 8.Волкова Л.С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития. // В сборнике: Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. — СПб., 1992;
  • 9.Выготский Л.С.

Мышление и речь. Собр. соч., Т. 3. — М., 1982;

10.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995;

  • 11.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960;
  • 12.Гетманский М.И.

Исправление недостатков речи у школьников. — Минск, «Вышэйшая школа», 1970;

  • 13. Гущина Т.А. Из опыта работы по предупреждению отставания по русскому языку и дисграфии у подростков. // В книге: Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001;
  • 14.Глухов В.П.

Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М.: МГОПУ, 2001;

  • 15.Дудьев В.В. Особенности произвольной и двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Ж. «Дефектология» 1995 г. № 4;
  • 16.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.

Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2000;

  • 17.Зимичева В.К. Пути преодоления общего недоразвития речи у первоклассников. Автореферат. — М.: 1970;
  • 18.Кирпичева З.С.

Педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с грубым речевым недоразвитием. // В книге: Нарушение речи у дошкольников. / Под ред. Р.А. Белова — Давид. — М.: Просвещение, 1972.

19.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение).

 — СПб.: «МиМ», 1997;

  • 20.Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. // В книге: Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: «Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998;
  • 21.Лалаева Р.И.

Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб.: «Союз», 2002;

  • 22. Левина Р. Е Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

23.Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М.: «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996;

  • 24.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Академический проект, 2000;
  • 25.Мастюкова Е.М.

Ребенок с отклонениями в развитии. — М., 1992;

  • 26.Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // В книге: Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. Хрестоматия. Ред. В.М.

    Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2002;

  • 27.Николаева С.М.

Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР. // Ж.

«Дефектология» 2000 г. № 1;

  • 28.Плетенцова Е.И. Комплексный подход в коррекции речевых нарушений у учащихся первых классов речевой школы. // В книге: Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001;
  • 29.Основы теории и практики логопедии.

Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968;

  • 30.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Под ред. Т.В. Волосовец. — М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002;
  • 31.Петрова В.Г., Белякова И.В.

Кто они, дети с отклонениями в развитии. — М.: Флинта: МПСИ, 2000;

  • 32.Полонская Н.Н. Применение нейропсихологического метода исследования в диагностике детей с нарушениями речи. // Ж. «Школа здоровья» 1999 г. № 2;
  • 33.Пылаева Н.М.

«Опыт нейропсихологического исследования детей 5−6 лет с ЗПР» 1998 г.

34.Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей. // Ж. «Дефектология» 1995 г. № 1;

  • 35.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2002;
  • 36.Скворцов И.А., Адашинская Г. А., Нефедова И.В.

Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. — М.: Тривола, 2000;

  • 37. коррекционно-педагогической работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы, имеющими ОНР. — Саранск, 1996;
  • 38.Филичева Т.Б., Туманова Т.В.

Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М.: «Гном — Пресс», 1999;

  • 39.Фишман Ф.М. Особенности функциональной организации мозга детей с разными формами нарушения речевого развития. // В книге: Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция).

Под ред. Л.П. Григорьевой. — М.: «Академкнига» 2002;

  • 40.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. — М., 1989;
  • 41.Хомская Е.Д.

Нейропсихология. — М.: УМК «Психология», 2002;

  • 42.Цыганок А.А., Ковязин М.С. О специфике нейропсихологической диагностики детей. // В сборнике: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. — М.: «Теревинф», 1998. Вып. 1;

43. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. — М.: МПСИ, 2000;

  • 44.Цветкова Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи. // Ж. «Дефектология» 1971 г. № 3;
  • 45.Цветкова Л.С.

Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3. — М.: Педагогическое общество России, 2000;

  • 46.Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000;
  • 47.Цветкова Л.С.

Нейропсихология и афазия: новый подход. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001;

  • 48.Чиркина Г. В., Филичева Т.Б. и др. Основы логопедической работы с детьми. — М.: АРКТИ, 2002;
  • 49.Шаховская С.Н.

Проблема дисграфии: методические поиски зарубежных специалистов. // В книге: Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Под ред. О.Б. Иншаковой. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001;

50. Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Ж. «Дефектология» 1995 г. № 1;

  • 51.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: МПСИ; Воронеж; НПО: «МОДЭК», 1995.

52. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М.: АРКТИ, 1997;

  • 53.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 1999;
  • 54.”Хрестоматия по нейропсихологии” МГУ 1999, ред.

Хомская Е.Д.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим инструкциям.

Источник: https://nadfl.ru/work/58438/nejropsixologicheskij-podxod-v-diagnostike

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.