Ринолалия

Причины и симптомы заболевания ринолалия – диагностика

Ринолалия

Ринолалия относится к группе патологий, которые называются общим недоразвитием речи (ОНР). Она характеризуется неспособностью правильно произносить звуки, неправильной артикуляцией.

Вызывают эти проблемы физиологические патологии развития речевого аппарата, то есть неправильное строение ротоглотки. При этом причиной возникновения ринолалии могут стать как врожденные аномалии, так и приобретенные деформации. Рассмотрим, что это такое, и чем опасна ринолалия у детей.

Особенности вида ОНР ринолалия

При ринолалии происходит неправильное движение воздуха при произнесении слов, обусловленное искажением строения носа, неба, ротовой полости. Вследствие этого поток воздуха формируется неверно, произносимые звуки имеют только носовое или ротовое звучание, тембр голоса нарушается.

В голосе присутствует гнусавость, если он идет через нос. При некоторых патологиях строения, наоборот, не наблюдается носового звучания и искажены другие звуки («н», «м», гласные).

Важно: неспособность к нормальной речи становится причиной нарушения фонематических процессов, то есть способности делить речь на слова, звуки, а значит, и составлять предложения. В дальнейшем это приводит к невозможности нормально писать и становится причиной задержки общего развития.

Патология наблюдается, в среднем, у одного ребенка на 1000. Не заметить эти нарушения невозможно. Для дифференциальной диагностики ринолалии и последующего лечения необходимы помощь отоларинголога, челюстного хирурга, логопеда, ортодонта. В большинстве случаев детям требуются также консультации психолога.

Разновидности ринолалии

Основной причиной возникновения дефектов речи при ринолалии являются нарушения естественной связи между носовыми ходами и ротовой полостью. По виду нарушений ринолалию разделяют:

  1. Открытая. При этом нарушении проход между ртом и носом все время открыт, что приводит к искажению звуков – гнусавости.
  2. Закрытая. Эта форма патологии обусловлена постоянно перекрытым проходом для движения воздуха через нос. В результате только ротового звучания наблюдаются нарушения произношения звуков «н» и «м». Кроме этого, иначе произносятся и гласные звуки.
  3. Смешанная. Сочетанная патология с нарушениями обоих видов.

Закрытую ринолалию делят на переднюю и заднюю, в зависимости от места нахождения препятствия для прохода звукового потока. Развитию передней формы способствуют аденоиды, задняя форма возникает из-за гипертрофии слизистых, полипов.

По причинам появления нарушений звукообразования болезнь подразделяют на:

  • функциональную, то есть вызванную болезнями и травмами ЛОР-органов;
  • органическую – появившуюся из-за существующих нарушений строения органов.

Открытая форма ринолалии является самой распространенной.

Причины возникновения ринолалии

Причины появления ринолалии могут быть разные – врожденные и приобретенные в процессе жизни и в результате медицинских манипуляций.

Среди врожденных причин выделяют:

  1. Аномалии строения челюсти – «заячья губа»;
  2. Патологические изменения неба – «волчья пасть»;
  3. Расщелины, дефекты строения маленького язычка, миндалин, укорочение неба.

Врожденные аномалии развития ребенка появляются вследствие патологий беременности и следующих причин:

  • при инфекционных заболеваниях матери на начальных сроках беременности – грипп, краснуха, паротит, некоторые другие;
  • токсическое воздействие химических производств;
  • прием лекарственных препаратов без согласования с врачом;
  • вредные привычки – пристрастие к наркотикам, курение;
  • эндокринные заболевания;
  • стрессы, негативные эмоции.

Наиболее сильное воздействие эти факторы оказывают на 7-8 неделе срока, отрицательно влияя на формирование эмбриона.

К сведению: большое влияние на вероятность развития патологии оказывает наследственный компонент. Если у какого-то из близких родственников имеются врожденные дефекты строения носа или глотки, риск появления ринолалии возрастает.

Болезни, травмы и медицинские вмешательства становятся причиной приобретенных деформаций носа и ротоглотки. К провоцирующим факторам и причинам открытой формы ринолалии относят:

  1. рубцы и шрамы неба;
  2. парез и паралич мышц ротовой полости;
  3. новообразования, которые давят на нервы и закрывают проходы для воздуха.

Закрытую ринолалию вызывают болезни и травмы носа и носовых проходов. Причин появления препятствий для прохода звуковых потоков воздуха много:

  • отечность и разрастание слизистых;
  • новообразования в носовых проходах;
  • полипы;
  • деформации носовой перегородки;
  • аденоиды;
  • появление избыточной миндалины.

Рубцы могут появиться после удаления миндалин или аденоидов в результате послеоперационных осложнений. Нередко причиной закрытой ринолалии являются неврологические патологии и психологические нарушения в поведении детей – желание воспроизвести чужую искаженную речь, подражание ей.

Симптоматика

Помимо неспособности правильно произносить звуки и нарушений артикуляции у детей развиваются другие симптомы. Они в значительной степени зависят от характера повреждений ротовой полости и носа.

С первых дней жизни врожденные деформации лица приводят к невозможности нормально дышать и употреблять пищу. Несращение неба и губ мешают младенцу сосать молоко и получать необходимое питание. Это становится причиной замедленного развития, ослабления жизненных сил.

Открытые носовые ходы приводят к плохому очищению воздуха, он, не прогревшись до нужной температуры, проходит в бронхи и легкие. Этот вид ринолалии нередко сопровождают:

  1. отиты;
  2. бронхиты;
  3. пневмонии.

Открытая органическая ринолалия, кроме речевой симптоматики, сопровождается еще и целым комплексом неречевой:

  • Болезни верхних дыхательных путей.
  • Нарушения прикуса.
  • Анемия. Недополучение питательных веществ приводит к изменению состава крови – нехватке гемоглобина.

Такие дети мало производят звуков в грудничковом возрасте, не говорят «агу», как большинство малышей. Часто просто беззвучно шевелят губами. Говорить они начинают поздно, после 2-х лет, при этом разобрать их речь невозможно. Нередко присутствуют и неврологические отклонения – гипертонус мышц, опущение века, непроизвольные движение глазных яблок.

Попытки высказаться и непонимание окружающих приводят к нарушениям мимики. Словарный запас детей значительно ниже нормы, так как произносить их трудно. В дальнейшем это приводит к затруднению в чтении и письме, ограничению обучаемости.

Даже при нормальном интеллекте, без патологических отклонений и задержки психического развития, дети становятся замкнутыми и неконтактными.

При закрытых формах ринолалии присутствует следующая речевая и неречевая симптоматика:

  1. изменение звучания голоса – интонации искусственности, неживого звука;
  2. невнятное произношение звуков, замена одних звуков на другие;
  3. постоянный насморк, большое количество слизи, скапливающейся в горле;
  4. дыхание ртом;
  5. развитие астении – синдрома усталости, апатии, безразличия к окружающему.

Нарушения проходов между ртом и носовыми ходами приводит к многочисленным осложнениям в приеме пищи, возможности нормально общаться с окружающими и требует своевременной коррекции, выполнения специальных упражнений.

В заключение

Симптомы ринолалии хорошо заметны родителям и окружающим. Чем быстрее будет произведены диагностика для выявления характера деформации речевого аппарата и лечение, тем быстрее ребенок начнет нормально говорить. Это позволит ему не отстать в развитии, не приобрести черты угрюмого одиночки. Своевременное устранение дефектов дает хороший прогноз в возвращении нормальной речи.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/rinolaliya-prichiny.html

Ринолалия – Logopedia.ru

Ринолалия

Ринолалия – искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек.

Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современнойлогопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи.

Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной.

Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке.

Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой,опухолей полости носа.

Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества.

Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии.

Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение.

Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х].

При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м'], [н], [н']), заменой [м] на [б], [н] на [д].

При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома.

При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, стоматологом-хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия,электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса.

Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа,септопластика, удаление новообразований глотки и пр. роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапиии психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде.

До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях.

С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Источник: https://www.sites.google.com/site/logopediaru/recevye-narusenia/rinolalia

Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение

Ринолалия

Причины возникновения ринолалии и способы лечения

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

  • Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
  • Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
  • Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
  • В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

  • физиотерапию;
  • ортодонтию;
  • психотерапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:

Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.

Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:

  • «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
  • «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
  • «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
  • «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
  • «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/rinolaliya/

Ринолалия у детей: открытая, закрытая, смешанная. Причины речевого нарушения, лечение и коррекция

Ринолалия

Безусловно, каждый мечтает, чтобы его наследник был самым здоровым. Появление диагноза в медицинской карте – словно нож, попадающий прямо в хрупкое родительское сердце. Без паники! Если ясно представлять, как нужно действовать, ситуация поправима. Если вашему ребенку поставили диагноз ринолалия – это не так трагично, как могло показаться на первый взгляд.

Что это такое

Начнем с основ. Ринолалия, по определению Соболевой Е.А., заключается в неестественном тембре и некорректном произношении из-за нарушений речевого аппарата в результате прямого соединения между носовой и ротовой полостью.

Когда мы проговариваем носовые согласные («м», «н»), мягкое небо опускается. Это позволяет нам спокойно вдохнуть воздух. Если же заменить их на ротовые гласные (допустим, «о», «а») – небо поднимается вверх, соприкасаясь со стенками глотки, куда тотчас же проникает воздушный поток.

Если этого смыкания не получается – увидим искажение речи.

Со стороны это заметно по следующим признакам:

  1. Звучание голоса, как при сильном насморке (что является ключевым отличием от дизартрии).
  2. Неспособность четко проговаривать и гласные, и согласные.

Классификация

Соболева Е.А. выделяет такие виды ринолалии.

Закрытая ринолалия – неспособность человека прогнать струю воздуха при произнесении назальных звуков. Она, в свою очередь, делится на таки подвиды:

  1. Органическая закрытая ринолалия – в случае, если причиной стало поражение носоглотки или же самого носа.
  2. Задняя закрытая ринолалия – когда виной нарушению увеличение слизистой, опухоли или искривления перегородки носика.
  3. Функциональная – базирующаяся на психосоматике. Например, привычке, оставшейся после излечения физиологических предпосылок.

Порой происходит обратная ситуация, при которой звуки слишком сильно назализируются. Это открытая ринолалия, к ней относятся:

  1. Функциональная открытая ринолалия – небо не повреждено, а просто-напросто не справляется со своими обязанностями.
  2. Органическая открытая ринолалия в некоторых случаях развивается внутриутробно. Это такие паталогии, как «заячья губа». Или при дисфункции небной части по вине паралича или при травмировании.

Некоторыми авторами упоминается еще и третья разновидность – смешанная ринолалия, сочетание черт и той, и другой.

Причины

Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.

Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:

  • Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
  • Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
  • Гормональные сбои.
  • Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
  • Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» – и результат будет, как говорится, налицо.
  • Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.

Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.

Отчасти профилактика ринолалии связана с бережным отношением матери к собственному здоровью во время вынашивания крохи. В этот ответственный момент вы ответственны за будущую жизнь. Так что немного здравого эгоизма в сочетании с оптимизмом – правильное решение!

Диагностика

Структура речевого дефекта при ринолалии будет различаться. Прислушайтесь к своему малышу.

  • Закрытая ринолалия характеризуется глухим произношением, как будто вся носовая полость чем-то забита.
  • Открытая – любые звукосочетания имеют назальный характер.
  • Смешанная – сочетает в себе обе вышеперечисленные формы ринолалии.

Чем опасно

Безразличие с таким диагнозом – не лучшая идея.

Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.

  • При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
  • Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.

Отмечены и другие неприятные симптомы:

  • Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
  • Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
  • В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
  • К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
  • Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.

Коррекция

Лечение ринолалии основано на комбинации следующих средств:

  • Оперативное вмешательство.
  • Работа логопеда, отоларинголога и психотерапевта.

Решение о хирургической коррекции должен принимать врач, здесь от вас ничего не зависит. Но поспособствовать улучшениям – прямая обязанность родных.

Известный специалист Ипполитова А.Г. пишет, что логопедия – наилучший помощник в лечении ринолалии.

Упражнения и игры

Постановка звуков при ринолалии с детьми должна производиться в игровой форме. Вы здесь – не сторонний наблюдатель, а такой же участник, показывающий каждое действие на личном примере. Возможно применять такие упражнения:

  • Укладываемся на ровную поверхность. «Впомни-ка, мы с тобой однажды видели лягушку? Как она смешно надувает пузико! Давай-ка попробуем. Вдох – живот стал большой-пребольшой. А теперь квакушка станет сдувать пушинки с одуванчика. Медленно и аккуратно, чтобы не пропустить ни одну – фуух». Очень важно – не допускать резкого выдоха, ведь именно плавный «спуск» воздуха после диафрагмального наполнения кислородом необходим для коррекции фонационного дыхания. На животик можно положить небольшой шарик – маленькие любят смотреть за тем, как он скатывается, если животик опускается.
  • Ваш лучший друг – мыльные пузыри. Их выдувание – не только веселая забава, но и полезность.
  • Для отработки дыхания подойдет игра «Дегустатор». Пытайтесь вместе понюхать продукты в магазине и на кухне. Затем можно завязать глаза – и попытаться угадать, что есть что. Отличной наградой станет угаданная вкусняшка.
  • Грейте друг другу ладошки и щечки теплым дыханием. Задувайте свечки или спички.  Дуйте на одуванчики. Пойте песенки без слов. Можно придумать еще тысячи аналогичных игр.

Вам предстоит ежедневно работать вместе с вашим чадом. Помните, что ему нужна поддержка и помощь – без чуткого родительского контроля он едва ли готов систематически выполнять рекомендации. Радуйтесь даже мельчайшим успехам, хвалите свое солнышко – и прогресс не заставит себя долго ждать.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/rinolaliya

Ринолалия: причины, диагностика, коррекция — Online-diagnos.ru

Ринолалия
Медучреждения, в которые можно обратиться

В последние годы медики всего мира все чаще сталкиваются с проблемой нарушения формирования речи у детей. У этого явления есть объективные причины (ухудшение экологии, вредные привычки родителей, что приводит к развитию анатомических дефектов у детей, отсутствие контактов с ребенком вследствие занятости родителей и так далее).

Существует несколько различных заболеваний, при которых у ребенка развивается нарушение речи. Одним из них является ринолалия. Этим понятием в медицине обозначают расстройства голосообразования и звукопроизношения, которые вызваны дефектами строения и работы органов речи.

Речь ребенка с ринолалией характеризуется сильным нарушением произношения звуков, недоразвитием грамматической и лексической стороны речи, нарушением письма.

Для выявления заболевания и выяснения его причин пациенту необходимо комплексное обследование у лора, челюстно-лицевого хирурга. Устранение ринолалии проводится с помощью хирургического и ортодонтического лечения, физиотерапии. Кроме этого пациенту необходима помощь логопеда и психолога.

Причины ринолалии

Этиология заболевания может быть разной. Врожденная форма ринолалии развивается из-за появления расщелин лица на начальном периоде эмбрионального развития.

Причинами развития таких тяжелых патологий могут стать нервные потрясения, эндокринные заболевания, вредные привычки, некоторые заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности.

Приобретенная форма может быть следствием механических повреждений носовой полости, деформации мягкого неба, травм блуждающего или носоглоточного нерва.

Причиной открытой формы болезни может стать удаление аденоидов или развитие пареза мягкого неба после перенесенной дифтерии. Врожденная открытая форма заболевания имеет настолько характерные симптомы, что может быть диагностирована сразу после рождения малыша.

При кормлении ребенка у него вытекает молоко через нос. Воздух из-за болезни недостаточно прогревается, что приводит к частым ринитам, отитам, пневмонии.

Органическая закрытая форма заболевания обычно развивается в результате повреждений носовой полости или носоглотки.

Диагностика ринолалии

Обследование при ринолалии комплексное. В его проведении может участвовать большое количество различных специалистов (лор, психолог, стоматолог-хирург, фониатр, логопед и ряд других).

При логопедическом осмотре доктор обращает особое внимание на особенности строения и степень подвижности речевого аппарата пациента, выявляет нарушения голоса.

Для диагностики открытой формы заболевания проводят специальную пробу, суть которой заключается в том, что пациент произносит звуки «и» и «а» последовательно открывая и закрывая нос. При зажатых носовых ходах звуки становятся глухими, а крылья носа под пальцами специалиста сильно вибрируют.

Кроме этого, доктор проверяет произношение пациентом всех звуков, оценивает словарный запас, уровень грамматики и лексики. Если ребенок уже учится в школе, то оценивают уровень письма и чтения.

Из инструментальных методов чаще всего используют риноскопию, электромиографию, рентгенографию носоглотки, фарингоскопию.

На основании данных полученных в результате комплексного обследования пациента, доктор ставит окончательный диагноз и назначает коррекционную терапию.

Не стоит игнорировать проблемы, которые возникают у ребенка при ринолалии. При отсутствии своевременной терапии заболевание прогрессирует, что может вызвать развитие целого ряда осложнений.

Лечение ринолалии

Комплексная коррекция ринолалии включает в себя:

  • хирургическое исправление дефектов (при наличии показаний);
  • ортодонтическое лечение и профилактические мероприятия, направленные на недопущение повторных деформаций речевого аппарата пациента;
  • регулярное проведение санации очагов поражения для предотвращения нарушения слуха;
  • ЛФК;
  • помощь психотерапевта.
Хирургическое исправление дефектов при ринолалии

Как закрытую, так и открытую ринолалию у детей необходимо начинать лечить как можно раньше, чтобы завершить терапевтические мероприятия до начала пубертатного периода.

Основными направлениями логопедической коррекции ринолалии являются:

  • нормализация дыхания (как физиологического, так и речевого);
  • контроль над общим развитием речевых навыков у ребенка;
  • восстановление физиологически правильного смыкания глотки и неба;
  • предупреждение развития таких патологий, как дислексия и дисграфия;
  • формирование у пациента правильной артикуляции;
  • постановка звуков при ринолалии;
  • устранение гнусавости голоса;
  • закрепление полученных навыков.

Коррекционная работа требует большого терпения и выдержки, как от врача, так и от пациента, а также от его родителей, которые должны принимать активное участие в процессе терапии и заниматься с ребенком дополнительно по рекомендациям логопеда.

Доктор должен постоянно корректировать речь ребенка, следить правильно ли он дышит и артикулирует.

Эффективность коррекции ринолалии зависит от многих внутренних и внешних факторов. Результат лечения считается положительным, если ребенок избавляется от гнусавости в голосе и нормализует свою речь, четко выговаривая все звуки.

При подготовке к школе ребенка с ринолалией необходимо учитывать и психологические аспекты, подготавливая его к тому, что его может ожидать на занятиях. Во время учебы необходимо грамотно распределять загруженность ребенка, чтобы он не переутомлялся и успевал не только спокойно делать уроки, но и заниматься со специалистом по исправлению речи.

Прогноз ринолалии

Если лечение начато вовремя и доведено до конца, то прогноз благоприятный. При подборе программы коррекции необходимо учитывать возраст ребенка, уровень его развития и интеллекта. Материалы для занятий должны быть понятны и интересны ребенку. Только так можно добиться прогресса в лечении.

Кроме этого эффективность терапии зависит от следующих факторов:

  • насколько своевременно было начато лечение;
  • есть ли у ребенка сопутствующие патологии;
  • насколько удачно было проведено хирургическое вмешательство;
  • насколько ребенок развит интеллектуально, и каков его характер и ряд других.

Решающее значение имеет готовность родителей включиться в процесс и тратить большое количество времени на самостоятельные занятия со своим ребенком. Наиболее благоприятный прогноз имеет функциональная форма заболевания.

Логопедическое занятие при ринолалии

Профилактика ринолалии

Основными мерами профилактики данной патологии являются:

1. На этапе вынашивания ребенка:

  • отказ от вредных привычек;
  • соблюдение правил безопасности, избегание таких заболеваний, как грипп, токсоплазмоз, свинка, краснуха, которые могут привести к аномалиям развития плода.

2. Во время формирования речевых навыков:

  • своевременное купирование анатомических аномалий, которые мешают малышу нормально говорить;
  • не разрешать ребенку копировать людей с гнусавым голосом.

3. Не допускать развития приобретенной формы заболевания:

  • избегание механических повреждений лица, челюстей, носа;
  • недопущение переохлаждения организма;
  • избегание инфекционных заболеваний;
  • профилактика новообразований и кровоизлияний в мозг.

4. Регулярное посещение логопеда для проверки того, как формируется речь у ребенка. Эта простая мера поможет вовремя диагностировать возможные нарушения в развитии и начать лечение, что существенно улучшит прогноз заболевания.

Здоровья вам и вашим детям!

Источник: https://online-diagnos.ru/illness/d/rinolaliya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.