Содержание программ санитарно-просветительной работы, охват групп населения – общая онкология

Санитарно просветительская работа медсестры в онкодиспансере

Содержание программ санитарно-просветительной работы, охват групп населения - общая онкология

Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора. На втором слайде обычно представлены цели и задачи исследования, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены. Остальные слайды, в идеале, нужно строить по модели: тезис — аргументы — вывод.

Выводы всегда должно быть даны ясно и лаконично на отдельном (предпоследнем слайде) слайде. Последний слайд должен содержать список ресурсов, как письменных так и интернет источников, причем должны работать гиперссылки.

Важно учитывать, что нельзя на слайдах писать всё, что вы собираетесь сказать.

На слайдах должны быть только важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, иллюстрации, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией. Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию.

По пропаганде среди населения здорового образа жизни, знаний по профилактике онкологических заболеваний; 1.9.2. По недопущению рекламы методов профилактики, диагностики и лечения больных злокачественными новообразованиями, лекарственных средств, не разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации».

Санинтарно-просветительская работа в онкологии

  • Консолидации усилий общественных противораковых организаций, государственных, политических и коммерческих структур для проведения широкомасштабной просветительной противораковой работы среди населения России;
  • Уменьшения количества отказов онкологических больных от лечения;
  • Уменьшения количества запущенных случаев онкологических заболеваний (III-IV стадии);
  • Снижения онкологической заболеваемости в целом.

Для достижения этих целей помимо настойчивых усилий на федеральном уровне (которых пока не замечается) необходима разработка специальных региональных просветительных и воспитательных проектов, адаптированных к конкретным условиям региона: для Москвы, для Брянской или Тюменской области, конкретного города и т.д. В каждом случае есть своя специфика, которая должна учитываться при их разработке.

Тема «участие медсестры в санитарно-просветительской работе среди населения»

Это должны быть самостоятельные проекты, включающие цели, задачи, подходы к проведению просветительной работы, оценку ее эффективности.

Есть темы, которые будут повторяться в просветительной работе практически в любом регионе: здоровый образ жизни (особенно борьба с табакокурением), самопрофилактика рака молочной железы, профилактика рака шейки матки (вирусозависимый рак), рака кожи и т.п.

Вместе с тем, должное внимание следует уделять местным канцерогенным факторам, профилактическим мероприятиям, направленным на их нейтрализацию, группам онкологического риска, и т.д.
Противораковое воспитание – основной способ борьбы с табакокурением, которую следует начинать даже не со школьной скамьи, а с детского сада, чтобы в школу приходил уже достаточно «закаленный» человек.

Санитарно-просветительная работа в женской консультации

Успешная помощь больным может быть оказана только в условиях стройной организационной системы.

Организация онкологической службы включает в себя: 1) учёт онкологических больных, 2) организацию своевременного выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний, 3) организацию своевременного и адекватного лечения, 4) профилактику онкологических заболеваний, 5) противораковую санитарно-просветительскую работу среди населения. Диагностика онкологических заболеваний, а в некоторых случаях и лечение онкологических больных проводится во всех лечебных учреждеиях страны.
Подразделения и специальные онкологические лечебные учреждения системы онкологической службы осуществляют методическую, руководящую, контролирующую функцию, а также наряду с поликлиниками и больницами общей лечебной сети проводят диагностическую и лечебную работу. Онкологическая служба включает следующие специальные подразделения: 1.

Санитарно-просветительная работа — общая онкология

Внимание

Пока в стране отсутствует федеральный центр просветительной противораковой работы в регионах целесообразно создавать при онкодиспансерах или центрах медицинской профилактики группу специалистов, возглавляемых лицом, ответственным за проведение этой работы.

Без четкого организационного решения вопроса трудно ожидать успеха в просветительной противораковой работе. А она чрезвычайно важна.

Заканчивая предыдущую статью («Первичная профилактика рака», 2005, №1) мы писали: «…никакие меры профилактики, провозглашаемые медиками, никакие методы скрининга не могут снизить онкологическую заболеваемость и смертность, если население не будет информировано, воспитано, обучено, не осознает необходимости этих действий.

Без постоянной грамотной просветительной работы изменить положение нельзя.

Принципы организации онкологической службы

Для того, чтобы санитарный бюллетень выполнял поставленные перед ним задачи, при его разработке и оформлении должны соблюдаться определенные требования. Прежде всего, санитарный бюллетень должен быть посвящен медицинской теме (например, профилактике инфекционных и паразитных заболеваний, вопросам рационального питания, борьбы с вредными привычками, оздоровления условий труда и быта и т.

д.). Общеполитическим событиям санбюллетень, не посвящается. Это не систематическое и не периодическое издание, поэтому ему не требуются порядковый номер и постоянная редакционная коллегия. Авторами бюллетеня являются медицинские работники. Санитарный бюллетень выпускается в больнице, поликлинике, здравпункте промышленных предприятий, фельдшерско-акушерском пункте, в учебных заведениях и т.д. I.

Общая часть Основными задачами медицинской сестры онкологического кабинета являются выполнение лечебно-диагностических назначений врача-онколога и помощь ему в организации специализированной медицинской помощи населению, проживающему в районе деятельности поликлиники, а также рабочим и служащим прикрепленных предприятий.

Назначение и увольнение медицинской сестры онкологического Кабинета осуществляется главным врачом поликлиники в соответствии С действующим законодательством. Медицинская сестра онкологического кабинета подчиняется непосредственно врачу-онкологу и работает под его руководством.

В своей работе медицинская сестра онкологического кабинета Руководствуется настоящей должностной инструкцией и другими официальными документами. II. Обязанности Для выполнения своих функций медицинская сестра онкологического кабинета обязана: 1.

Необходимо достичь тесного сотрудничества со СМИ и организовать систематическое размещение в газетах и журналах публикаций, проведение радио- и телепередач. Больше шансов достичь желаемого эффекта, когда информация публикуется или выходит в эфир не реже раза в неделю. Поступление информации через СМИ реже (раз в месяц) мало эффективно.

Важно

Очень важно чтобы информация была привлекательной не только по содержанию, но и по форме. Последнее может иметь для населения даже большее значение. В деле противоракового воспитания чрезвычайно важен союз медиков и педагогов.

Школа – это место, где может и должна быть заложена основа не только здорового образа жизни (что очень важно), но и даны базовые сведения об онкологических заболеваниях и их профилактике (например, в рамках дисциплин «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физика» и «Химия»).

Общаясь с больными, я всегда помню о первой заповеди медицинской этики; «Относись к больному так, как бы ты хотела, чтобы относились к тебе».

Задачами на будущее являются: · безупречное выполнение своих служебных обязанностей и дальнейшее совершенствование в выбранной специальности; · овладение смежными профессиями, чтобы администрация с/п «Газовик» могла рассчитывать на меня в случае замены временно отсутствующих работников; · не реже, чем в 5 лет, обучение на курсах повышения квалификации. Предложения по улучшению работы процедурного кабинета: 1. Во время вспышек ОРВИ и гриппа обеспечивать кабинет в полном объеме противовирусными средствами, поливитаминами, гомеопатическими препаратами. 2. Оборудовать дополнительный кабинет для в/в капельных вливаний.
Основную часть лучше составить из нескольких сообщений, информаций или коротких зарисовок. В этой части раскрывается суть проблемы, причем акцент делается на роли субъективного фактора в структуре заболеваемости или решении других медицинских вопросов. Каждая статья должна иметь броский подзаголовок. Медицинские термины использовать не рекомендуется, советы по лечению давать запрещается. Заключение может содержать выводы по данной теме, или они раскрываются в виде вопросов и ответов, заданных населением по данной теме. Желательно, чтобы вопросы и ответы не были анонимными, (например, Таня К. спрашивает…Отвечает врач…). Бюллетень лучше заканчивать лозунгами — призывами, вытекающими из его содержания. Подзаголовки, названия сообщений и лозунг рекомендуется писать четким шрифтом (можно цветным). Текст, как правило, печатается на машинке через 1,5 — 2 интервала, колонками.

Учитывая, что главные факторы риска, связанные с образом жизни (табакокурение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, излишний вес и недостаточная физическая активность) одни и те же для основных неинфекционных заболеваний, включая онкологические, целесообразно объединить усилия в просветительной работе со специалистами другого профиля (кардиологами, эндокринологами, пульмонологами и т.д.). Отдельным разделом работы может явиться производство социально-значимой рекламной продукции, заказчиком которой должны выступать органы исполнительной власти в регионе. Понятно, что с точки зрения финансовых возможностей, реклама здорового образа жизни не может конкурировать с рекламой чипсов, сигарет, алкогольных напитков и т.п.

Источник: http://dtpstory.ru/sanitarno-prosvetitelskaya-rabota-medsestry-v-onkodispansere/

Санитарно просветительная работа в онкологии

Содержание программ санитарно-просветительной работы, охват групп населения - общая онкология

Санитарно-просветительная работа, как отрасль медицины, формируется с учетом достижений и опыта социологии, педагогики, а также психологии.

Практическое воплощение задач реализуется доступными способами, охватывающими максимальное количество граждан – СМИ, созданные на базе клиник «школы здоровья», народные университеты, печатные материалы, лекции и устное просвещение в каждом медицинском учреждении.

Проведение санитарно-просветительной работы реализуется путем агитации и воспитания по таким основным направлениям:

  • Популяризация методов, способов здорового образа жизни и профилактических мероприятий путем пропаганды, воспитания, личного примера, убеждения.
  • Обучение, воспитание гигиенических привычек с раннего возраста.
  • Пропаганда, внедрение и призыв целевой аудитории к ведению здорового образа жизни, восполнению знаний о профилактике заболеваний, способах сохранения здоровья.

Методы санитарно-просветительной работы носят пассивный и активный характер.

Актив, пассив, массовость и адресность

К пассивным средствам относятся печатные издания массового распространения среди населения, размещение листовок, постеров, бюллетеней, проведение тематических выставок, демонстрация фильмов. Активные методы – это личные беседы врача, публичные выступления, серии лекций или докладов.

Преимуществами активной пропаганды являются непосредственные контакты с населением, возможность разрешить все затруднения в понимании, донести информацию в полном объеме в форме непосредственного диалога.

Санитарно-просветительная работа пассивной формы не имеет ограничений во времени и в количественном охвате аудитории. Недостатком является отсутствие прямого контакта с населением, невозможность получить обратную связь в ответ на проведенные мероприятия.

Санитарное просвещение делят на формы охвата – массовое, коллективное и индивидуальное. Массовый охват предусматривает издание книг, печать статей в периодической прессе (газеты, журналы), выступления популярных спикеров на телевидении и создание тематических программ, выпуск документальных и художественных фильмов, выступления на радио.

Для распространения информации в коллективе используются лекции, доклады, выпуски специализированной литературы (бюллетени), постеры для размещения в учреждениях на стенах и т. д. Индивидуальная форма – личные беседы медицинского работника с человеком или семьей.

Агитация или пропаганда

Санитарно-просветительная работа реализуется через пропагандистские или агитационные методы распространения информации для привлечения внимания населения и получения позитивной реакции. Агитация – это адресное обращение к конкретной целевой аудитории – подросткам, детям, клеркам, домохозяйкам, рабочим и т. д.

Пропаганда акцентирует внимание на каком-либо предмете, например, гигиене рук. Внимание акцентируется на всех сторонах полезности процедуры, средствах достижения оптимального результата, причинах, по которым необходимо придерживаться гигиены рук, угрозах, если ими пренебрегать.

Общие темы

Санитарно-просветительная работа с пациентами проводится во всех типах лечебных и профилактических учреждений. Каждая организация составляет собственный план мероприятий в зависимости от своего профиля, с учетом преследуемых целей и задач.

Темы санитарно-просветительной работы в каждой клинике разнятся, но есть определенный общий спектр проблем, который освещается в лекциях и беседах:

  • Режим труда и отдыха.
  • Эмоции и их влияние на самочувствие, здоровье в целом.
  • Вред табакокурения, способы отказа.
  • Алкогольная зависимость и способы излечения.
  • Питание – рациональность, режим, диеты.
  • Кишечные инфекции – возникновение, профилактика.
  • Витамины – их значение, влияние на организм.
  • Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Профилактика язвенных заболеваний.
  • Ожирение – возникновение, лечение, профилактика.
  • Профилактика онкологических заболеваний.
  • Профилактика аллергических поражений.
  • Проблемы ВИЧСПИДа.
  • Роль физической культуры и спорта.
  • Последствия аборта.
  • Профилактика возникновения вредных привычек в пубертатном возрасте.
  • Гиподинамия и ее пагубность для здоровья.
  • Стресс – последствия и способы профилактики.
  • Основы здорового образа жизни и прочие.

Беседы и лекции проводятся с группами пациентов (20-30 человек). Окончание мероприятия происходит после получения аудиторией всех ответов на заданные по теме лекции вопросов.

Вся просветительная деятельность персонала медицинского учреждения фиксируется в журнале учета санитарно-просветительной работы (форма № 038-0/у).

Фиксируются виды работ, количество часов, ответственное лицо, тема лекции, беседы, дискуссии.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни.

Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами – памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью.

К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, – гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача.

Сестринское просветительство

Санитарно-просветительная работа медсестры начинается с момента попадания пациента в медицинское учреждение и длится на протяжении всего срока его лечения или диагностики. Основными задачами среднего медицинского персонала являются:

  • Рекомендации пациенту по подготовке к исследованиям.
  • Разъяснительные беседы с пациентом и его родственниками, сопровождающими лицами.
  • Проведение опросов, анкетирования больных, участие в планировании санитарно-просветительных мероприятий.
  • Ведение учета и документооборота каждого проведенного занятия, лекции, индивидуальной или коллективной беседы.

Санитарно-просветительная работа медицинской сестры базируется на знаниях:

  • Основ гигиены труда, отдыха, психогигиены и профилактики психологических состояний.
  • Факторов риска и методов профилактики распространения заболеваний.
  • Основ физической активности, культуры, закаливания, оптимального режима физической активности для каждой возрастной категории населения.
  • Основ проблематики наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблениями лекарственными препаратами.
  • Вопросов бытовой гигиены, личной гигиены, экологической и радиационной культуры.

Методы работы медсестры

В деятельности медсестры приветствуются различные методы организации санитарно-просветительной работы для распространения знаний и информации. Главным способом является беседа по всем интересующим больных проблемам, а также обсуждение вопросов самопомощи в случаях обострения заболевания.

Структура беседы включает вступительную часть, где анонсируется тема и ее важность, в основной части приводится фактический материал, проводится рассмотрение проблемы или вопроса с разных сторон, заключительная часть посвящается выводам.

Длительность беседы в санитарно-просветительной работе медсестры составляет не более 20 минут, после беседы необходимо ответить на все возникшие у слушателей вопросы. Перед проведением беседы пишется ее конспект или посвящается реферат (рецензируется врачом).

Темы санитарно-просветительной работы медсестры подбираются в зависимости от профиля отделения, сезонных заболеваний, проявленного интереса со стороны пациентов, уровня образования и возрастной категории больного.

Источник: https://izlechi-psoriaz.ru/onkologiya/sanitarno-prosvetitelnaya-rabota-onkologii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.