Врожденная деятельность организма – интегративная деятельность мозга

Содержание

Деятельность мозга – интегративная деятельность ЦНС

Врожденная деятельность организма - интегративная деятельность мозга

Доминанта представляет собой интегративный аппарат деятельности мозга и имеет исключительное значение, так как без процессов интеграции мозг в функциональном отношении «перестает быть мозгом».

Доминанта как функциональное объединение различных групп нервных центров в единую деятельность по сути создает энергетическую основу для любых реакций организма.

К механизму самовосстановления имеют отношение и другие особенности доминанты, например, иррадиация возбуждения в сторону очагов повышенной возбудимости и длительная сохранность специфических следов, обеспечивающих репродукцию пережитых доминант.

Непосредственно и через общий интегративный контроль ЦНС доминанта сопряженному торможению других, в частности антагонистических, систем.

Сопряженное торможение оберегает возникающую и действующую доминантную функциональную систему от влияния сторонних раздражений и обеспечивает достижение этой системой запрограммированного результата.

Проявлением интегративной деятельности мозга являются и функциональные системы, динамические, самоорганизующиеся, саморегулирующиеся системы, все составные элементы которых слаженно взаимодействуют и взаимосодействуют достижению полезных для самой системы и организма в целом приспособительных результатов.

Взаимодействие функциональных систем в целом организме строится на основе принципов доминирования, мультипараметрического и последовательного взаимодействия.

Наиболее важным свойством функциональных систем является их самоорганизация (теперь это отдельный раздел науки – синергетика).

Процессы самоорганизации функциональных систем П.К. Анохин предложил называть системогенезом.

Другая закономерность, воплощенная в деятельность функциональных систем, – принцип саморегуляции. Отклонение функциональной системы от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, само становится причиной мобилизации компонентов функциональной системы на достижение оптимального уровня.

Функциональная система, обеспечивающая гомеостаз, представляет собой функциональную систему высшего порядка. Уместно заметить, что с позиций теории функциональных систем любая восстановительная процедура выступает в качестве внешнего дополнительного звена саморегуляции, компенсирующего работу ослабленного звена механизма гомеостаза.

Системный подход в оценке и коррекции функционального состояния организма позволяет оценивать и психонейроиммунное взаимодействие.

Двунаправленная регуляторная взаимосвязь между мозгом и иммунной системой обычно именуется нейроиммунной осью. Наиболее явственно ее функция проявляется при стрессе и болезни.

Роль опиоидов

Известна роль опиоидов в осуществлении различных механизмов в нейроиммуномодуляции. Эндогенные опиаты обеспечивают биохимическую связь между головным мозгом, нейроэндокринной и иммунной системами.

При действии на организм психоэмоциональных, физических и других нагрузок, не превышающих условный пороговый уровень, опиоидная система стимулирует адаптационные перестройки иммунитета, повышая резистентность организма.

Чрезмерно длительные и тяжелые нагрузки приводят к истощению опиоидной системы, что становится одной из причин срыва адаптации, к развитию вторичных иммунодефицитов, повышению риска инфекционных и онкологических заболеваний.

Личностный профиль человека и иммунитет

Личностный профиль человека может влиять на состояние иммунитета как положительно, так и отрицательно. Это связано с различной активацией стрессорных систем и нейроэндокринной системы у людей с различными личностными особенностями. В связи с этим психосоциальные воздействия на различных индивидуумов дают совершенно разные результаты.

У уравновешенных людей с сильными процессами возбуждения и торможения при стрессе активируется иммунная система, а у лиц со слабым типом высшей нервной деятельности снижаются количество лимфоцитов, ФГА-активность и уровень интерлейкина-2.

Как видно из приведенных фактов, в целостном организме основной предпосылкой к самовосстановлению служит организация функциональных систем.

В соответствии с основными положениями теории функциональных систем оздоровление и коррекция функционального состояния человека представляют собой системный процесс.

В ответ на коррекционное воздействие организм должен дать системный отклик в виде согласованных и взаимосвязанных сдвигов показателей отдельных функций.

В связи с единством интегративных систем организма дизрегуляция каждой системы может возникать не вследствие ее прямого повреждения, а в результате дизрегуляционного влияния на нее со стороны других измененных интегративных систем.

Это требует проведения комплексного обследования различных систем и проведение комплексной коррекции функционального состояния организма. Например, представляется сомнительным лечебный эффект коррекции только иммунной системы при глубоком нейрогенном или эндокринном иммунодефиците, вызванном дизрегуляционным влиянием со стороны патологически измененных нервной и эндокринной систем.

Обычная многофакторность патогенеза требует расширенной комплексной патогенетической терапии, действующей на разные патогенетические механизмы и звенья взаимопотенцирующих и патологических состояний.

Пройдите курсы массажа и станьте профессионалом! СПб

← вернуться назад

Источник: https://www.sportmassag.ru/1/page6498.html

Интегративная деятельность мозга

Врожденная деятельность организма - интегративная деятельность мозга

Это взаимодействиеразных нервных центров. В каждый моментвремени осуществляется структурамимозга, объединёнными в динамическиесистемы, обеспечивающие приспособительныйхарактер поведенческих реакций.

1. Учение Ухтомского о доминанте

В мозге возникаетдоминантный очаг возбуждения. Создаётсядинамическая констелляция (илиобъединение) нервных центров –«функциональный орган» для анализа исинтеза информации и выполненияопределённых действий.

Он состоит изобширного числа нервных центров иэлементов нервной системы, разнесённыхпространственно. С возрастом доминантаприобретает большую устойчивость ипластичность. Устойчивость облегчаетвозможность обучения и противостоитотвлечению.

Пластичность обеспечиваетвозможность переключения с однойдоминирующей деятельности на другую.

Доминанта являетсяодним из важнейших свойств нервнойсистемы, определяющих потребности имотивации как биологические, так ипознавательные.

2. Концепция функциональной системы Анохина

В каждый моментвремени формируется сложная система,представляющая собой временноеобъединение рецепторов, нервных элементовразличных структур мозга и исполнительныхорганов.

Функциональная системаосуществляет ряд важнейших операций:афферентный синтез информации (сборинформации от рецепторов) – принятиерешения – формирование программыдействий – выполнение действия –сравнение результата с ожидаемым(планируемым).

Если результат соответствуетожиданиям, то цель достигнута,функциональная система перестаётсуществовать.

Или скелетно-мышечная система

Скелет.У детей в костях содержится большеорганических веществ. Скелет их отличаетсябольшой упругостью и эластичностью,вследствие чего он сильно подвержендеформации!Полностью окостенение скелетазаканчивается к 20–24 годам у мужчин, уженщин на 2–3 года раньше.

Черепные костиноворождённого соединены родничками(перепонка из мягкой соединительнойткани), благодаря которым кости черепасохраняют подвижность, за счёт чегоразмер головки может уменьшаться, чтоважно в процессе родов.

Кроме того, этиучастки – места интенсивного ростакостей черепа, что очень важно в связисо значительным в раннем возрастеувеличением мозга в объёме. Малыероднички зарастают к 2–3 месяцам послерождения, а большой лобный – к 1,5 годам.

У новорождённого объём мозгового отделав 6 раз больше лицевого, а у взрослого –в 2–2,5 раза. Голова ребёнка относительнороста очень велика.

Позвоночникребёнка 1-гогода жизни не имеет изгибов – лордозов(шейного и поясничного) и кифоза(грудного).

Изгибы позвоночника формируютсяпо мере роста туловища и реализацииантигравитационных реакций (сидение,стояние, хождение), так как основное ихназначение – амортизирующий эффект.Фиксируются в 7 (кифоз) и 12–14 (лордозы)лет.

От формы и изгибов позвоночниказависит взаимное расположение внутреннихорганов. Окостенение позвонков завершаетсяк 21–23 годам. Изгибы полностью формируютсяна начальных стадиях полового созревания.

Грудная клеткау новорождённого имеет коническуюформу, а её переднезадний диаметрпревышает поперечный. После 3–4 летформа грудной клетки сменяется нацилиндрическую, что позволяет увеличитьэффективность дыхательных движений. К12–13 годам грудная клетка по формесоответствует взрослому человеку.

Окостенениеконечностейзавершается к 18–20 годам, фалангпальцев и костей запястьяк 12 годам (сэтой особенностью связано ограничениево времени тонко координированныхдвижений при письме).У детей каждаятазовая костьсостоит из трёх самостоятельных костей:подвздошной, лобковой и седалищной.

Ихсращение и окостенение начинается с5–6 лет, а завершается к 17–18 годам.Крестецсостоит из несросшихся позвонков,соединяющихся в единую кость кподростковому возрасту. В 9 лет начинаютпроявляться половые различия в строениитаза.

Возрастные особенности яркопроявляются и в строении стопы:ребёнок рождается с плоской стопой.Когда он начинает ходить формируетсясводчатость стопы. Свод смягчает ударыи толчки при ходьбе и беге, способствуетраспределению тяжести при переноскегрузов.

Для его формирования необходимосоздание опоры стопе за счёт правильноподобранной обуви. Она должна бытьудобной, иметь каблук высотой 3–4сантиметра.

Мышцы.В первые месяцы жизни тонус скелетныхмышц повышен, что связано с деятельностьюголовного мозга (красное ядро среднегомозга). По мере развития нервной системы,тонус снижается, что является необходимойпредпосылкой для развития ходьбы.

Максимальная скорость роста мышцприходится на пубертатный скачок роста.Они в этот период сильно удлиняются. С15 лет начинает расти поперечник мышц.Рост идет до 25–30 лет. Период «расцвета»аэробных возможностей отмечается в 9–10 и 13–14 лет.

Резкое увеличениеанаэробных возможностей приходится наначальные стадии полового созревания,а также возраст 15–16 лет у мальчиков и13–14 у девочек.

Возрастает работоспособность,координированность движений, выносливость,сила, суточная двигательная активность,быстрота, частота и точность движенийдостигают своего расцвета именно в этотпериод. Это связано с увеличениемскорости проведения нервных импульсови нарастающей подвижностью нервныхпроцессов.

Утомление мышц.При любой работе в мышцах развиваетсяутомление. Утомление– временное снижение работоспособностиорганизма, органов и систем, наступающеепосле длительной напряжённой иликратковременной, чрезмерно интенсивнойработы.

Утомление может быть мышечным– выражаетсявукорочениимышцы, её неспособности к полномурасслаблению (контрактура), и нервное– наблюдаются нарушения в передаченервных импульсов.

Активный отдыхбыстрее восстанавливает работоспособностьмышц, также как и наличие положительныхэмоций и мотиваций.

Недостаток вдвижении – гиподинамия– негативно отражается на развитииорганизма: страдают обменные процессы,снижается работоспособность ииммунобиологическая реактивность,дыхательная и сердечно-сосудистаясистемы работают неэкономично инеэффективно при физических нагрузках,что приводит к ухудшению здоровья вцелом.

Переизбытокдвижений – гипердинамия– в детском возрасте (спортсмены) частоприводит к деформациям в ОДА и угнетениюфункций передней доли гипофиза (приэтом рост приостанавливается, нарушаютсяобменные процессы) и коры надпочечников(снижается иммунитет).

Нарушения вформировании ОДА. Осанка– привычноеположение тела во время ходьбы, стояния,сидения и работы. Правильная осанкаявляется необходимым условием длянормального развития и полноценногофункционирования внутренних органов.

Правильная осанкахарактеризуется умеренными естественнымиизгибами позвоночника, симметричнымрасположением плеч и лопаток, прямойпосадкой головы, прямыми ногами безуплощённых стоп. Осанка формируетсядовольно рано – в 6–7 лет.

Основные причинынарушений осанки:неправильная поза во время сна, работыза столом, несоответствующие нагрузки,неравномерное распределение тяжёлойноши, узкая одежда, раннее обучениенесоответствующим возрасту функциям(сидение, стояние, хождение), неправильноподобранная обувь – отсутствие каблука,несоответствие по размеру.

При письме, чтениинаименее утомительна поза, когда головаслегка наклонена вперёд, глаза находятсяна расстоянии длины предплечья иразогнутой ладони до листа тетради иликниги (примерно 30 см), спина прямая,плечевой пояс – в горизонтальнойплоскости, грудная клетка отстоит открая стола на 5–6 см, т. е.

на ширину ладониучащегося. Ноги учащегося должны бытьсогнуты в коленном и тазобедренномсуставах под прямым или слегка тупымуглом (900-1000),опираться стопами о пол или подножкупарты.

Чтобы не сдавливались суставыподколенной области, бедра должны лежатьна сидении не менее чем на 2/3и не более чем на 3/4своей длины.

При нарушенииосанки происходит искривлениепозвоночника, которое может привестик различным заболеваниям.

Если происходитбоковое искривление позвоночника, торазвивается сколиоз.Появляется он в раннем детстве или вподростковом возрасте.

При искривлениипоясничного отдела позвоночника можетразвиться гиперлордоз,характеризующийся выгнутостьюпозвоночника и грудной клетки вперёд,что приводит к нарушению функцийдыхательной и пищеварительной системы.

Если происходит искривление в грудномотделе позвоночника, то может развитьсягиперкифоз,характеризующийся выпуклостью назад.

Верный путь кформированию правильной осанки –укрепление мышц тела («мышечный корсет»),особенно мышц спины. Этому способствуютфизические упражнения, занятия спортом,подвижные игры, а также танцы, хореография.

К нарушениямопорно-двигательной системы относитсяплоскостопие– частичное или полное опущениепродольного или поперечного сводастопы.

Сводчатоерасположение костей стопы поддерживаетсясуставными связками. При длительномстоянии, переносе больших тяжестей,ношении узкой обуви, обуви на высокомкаблуке или вовсе без каблука связкирастягиваются, что приводит к уплощениюстопы.

Плоскостопиеприводит к нарушению кровообращения вногах, мышцы перенапрягаются, чтосопровождается сильными болями вступнях, лодыжках, голени и в поясничнойобласти. Люди, страдающие плоскостопием,отличаются напряжённой неуклюжейпоходкой, размахивают руками, сильнотопают.

Отпечаток стопыдаёт представление о её опорных точкахпри продольно-поперечном плоскостопие.

Плоскостопие можетбыть статическим(несоответствие нагрузок на мышцы исвязки – избыточный вес, неудобнаяобувь), травматическим(при травмах), паралитическим(заболевания нервной системы).

Профилактика:формирование правильной походки –носки при ходьбе и стоянии смотрят прямовперёд, максимальная нагрузка – напервый и пятый пальцы и пятку; ходьбабосиком по неровной, но мягкой поверхности– песок, мягкий грунт; использованиеспециальных гимнастических упражнений.

Одним из средствпрофилактики нарушений ОДА являетсядостаточная двигательная активность.Необходимо соблюдать гигиеническиетребования к мебели: соответствиепараметров сиденья и стола пропорциямтела.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6208555/page:11/

Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности

Врожденная деятельность организма - интегративная деятельность мозга

Специальность “ психология” требует глубокого изучения особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиологических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой, равно как и глубокого изучения свойств и закономерностей функционирования последней.

Современная психология опирается на достижение всех теоретических дисциплин на основе системного подхода и законов теории управления. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого психологу.

Предлагаемая программа содержит необходимый объем информации для успешного усвоения основных положений физиологии центральной нервной системы.

Тема I. Введение

Понятие о высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность — часть науки о мозге. Ее связь и отношение к другим нейронаукам: нейробиологии, нейрохимии, нейрогенетике и др. Понятие о физиологии, психологии  и психофизиологии высшей нервной деятельности.

Исторические аспекты развития взглядов на сущность высшей нервной деятельности. Роль теорий отражения, рефлекса и системной деятельности мозга как теоретической базы учения о высшей нервной деятельности. Концепции доминанты, функциональных систем и функциональных блоков мозга в теории системной деятельности мозга.

Причины возникновения рефлексов и их классификация. Потребность, ее сущность и место в высшей нервной деятельности.

Тема II. Основные понятия высшей нервной деятельности

Определение сущности условного рефлекса. Условный рефлекс, простые и сложные фор­мы условнорефлекторной деятельности, классификация услов­ных рефлексов и форм высшей нервной деятельности на осно­ве разных особенностей условных рефлексов по дан­ным И.П. Павлова и современных достижений науки.

Условия выработки условных рефлексов и осуществления условнорефлекторной деятельности, современные аспекты проблемы и их особенности по сравнению с классическим научением.

Полез­ный приспособительный результат как основа формирования конкретной формы высшей нервной деятельности.

Сигналь­ный характер условнорефлекторной деятельности, ее отличие от других форм рефлекторной деятельности нервной системы.

Павловские представления о механизмах замыкания временных связей, развитие его представлений в трудах отече­ственных и зарубежных ученых, разомкнутые и кольцевые схемы замыкания временной связи. Понятие о функциональ­ной системе П.К.

Анохина и ее роль в понимании сущности физиологических процессов при выработке условного рефлек­са. Процессы, происходящие на уровне клетки и синапса и их роль в замыкании временной связи.

Роль доминанты и лежа­щих в ее основе физиологических закономерностей при выра­ботке и закреплении временной связи.

Основные нервные процессыпри осуществлении высшей нервной деятельности

Возбуждение, основные закономерности возникновения и распространения в  нервной системе. Анализ и синтез возбуждений при формировании условнорефлекторной деятельности.

Торможение. История открытия, сущность сеченовского торможения. Мембранные, синаптические и нейрохимические основы формирования торможения: ионные токи в клетках, тормозные синаптические процессы, пре – и постсинаптическое торможение, тормозные интернейроны, торможение на системном и организменном уровнях.

Торможение в высшей нервной деятельности, его классификация. Роль безусловнорефлекторного (внешнего) и условнорефлекторного (внутреннего) торможения в условнорефлекторной деятельности (поведении) человека и животных.

Взаимная индукция как процесс взаимодействия возбуждения и торможения в мозге. Роль последовательной и одновременной индукции в выработке и осуществлении  различных форм условнорефлекторной деятельности.

Современные представления о механизмах формирования условного и безусловного торможения.

Функциональная организация мозга. Сенсорные  системы

Понятие об органах чувств, анализаторах, сенсорных системах. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение сенсорных систем в познании мира. Системный характер восприятия. Роль различных видов афферентации: обстановочной, пусковой и обратной в процессе познания.   Функциональная организация сенсорных систем.

Периферический (рецепторный) отдел сенсорных систем.

Проводниковый отдел сенсорных систем. Многоуровневость организа­ции восприятия и передачи информации, парал­лельность каналов информации в организмах животных и че­ловека.  Принципиальное значение этих особенностей для обеспечения на­дежности системы передачи информации. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений.

Корковый отдел сенсорных систем. Локализация афферентных функций. Моно- и полимодальные нейроны. Процессы высшего коркового анализа и синтеза афферентных возбуждений. Участие ас­социативных областей в этом процессе;  новое подразделение мозга животных и человека на блоки и их роль в осуществле­нии высшего анализа и синтеза в высшей нервной деятельно­сти.

Взаимодействие сенсорных систем. Кодирование информации в различных их отделах. Голографический принцип в объяснении механизмов восприятия.

Основные способы регулирования деятельности сенсорных систем на основе использования разных форм торможения на разных уровнях системы и нисходящих влияний от вышележащих отделов на нижележащие.

Адаптация сенсорных систем. Методики исследования сенсорных систем. Возрастные изменения сенсорных систем.

Ноцицепция. Сущность понятия боль. Биологическое значение боли, классификация боли. Отраженные и фантомные боли. Зоны Г.А. Захарьина – Г. Геда. Современные представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системах. Общее представление об обезболивании и наркозе.

Биологические активные точки и принципы рефлексотерапии.

Модулирующие системы

  • Модулирующие системы мозга как регулятор активности коры и подкорковых структур. Гетерогенность модулирующей системы. Активирующие и инактивирующие структуры мозга. Субсистемы активации. Источники активации. Формы активации. Специфический и неспецифический характер восходящих активирующих влияний.

Двигательные системы

  • Целевые функции двигательной системы.  Общая концепция организации движений. Управление ориентационными движениями и позой. Роль спинальных, шейных и вестибулярных рефлексов в этом процессе. Схема тела. Статический и динамический образ тела. Управление локомоцией, роль генераторов двигательных программ. Произвольные движения, функциональные блоки  их организации. Роль двигательной коры (первичной проекционной зоны) и мозжечка. Особенности цитоархитектонической организации моторной коры. Организация манипуляторных движений. Корковая сенсомоторная интеграция.

Тема III. Врожденная деятельность организма

Безусловные рефлексы и их классификация. Особенности организации сложных безусловных рефлексов (инстинктов). Концепция драйва и драйв – рефлекса. Роль генотипа в формировании поведения. Сигнальные аспекты безусловнорефлекторной деятельности.

Обучение как основа приобретенных форм поведения

Роль механизмов памяти в высшей нервной деятельно­сти. Определение памяти как многокомпонентного процесса, обуславливающего отбор, хранение и воспроизведение инфор­мации. Роль этих процессов в сохранении вида, индивидуума и их приспособления к условиям существования.

Три вида памя­ти: генетическая, иммунная, нервная, виды последней и их классификация. Роль отдельных видов нервной памяти в жизни организмов. Молекулярные и синаптические основы памяти и их роль в возникновении и хранении следов инфор­мации.

Множественность систем памяти, роль мозжечка, миндалины, гиппокампа в процессах памяти.

Роль приобретенных (индивидуальных) форм обучения в высшей нервной деятельности. Неассоциативное (стимул – зависимое) обучение: суммационные реакции, привыкание, сенситизация, подражание, запечатление.

Ассоциативное (эффект – зависимое) обучение: классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс, аверсивное  обучение.

Сложные формы обучения: когнитивное обучение, психонервная деятельность, элементарная рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование.

Роль функциональных состояний мозга в в высшей нервной деятельности

Внимание, его формы, классификация и сущ­ность в свете достижений современной нейрофизиологии и нейропсихологии. Роль процессов, происходящих на уровне афферентных центральных и эфферентных систем в возникно­вении внимания, электрофизиологические корреляты процесса и их объяснение. Внимание и ориентировочный рефлекс. Роль энергетического блока мозга в высшей нервной деятельности.

Потребность, со­временные представления о ее сущности и месте в высшей нервной деятельности. Нарушения гомеостаза как основа возникновения по­требностей биологического ряда, классификация потребностей у животных и человека на витальные, зоосоциальные и иде­альные по П.В. Симонову, их роль в возникновении мотиваций.

Мотивации как более высокая ступень развития потребностей. Пути и способы их удовлетворения. Нейроанатомия, нейрофизиология  и нейрохимия мотиваций. Роль мотиваций в формировании условнорефлекторной деятельности животных и человека.

Место эмоций в ряду других функциональных состояний мозга. Роль эмоций в жизни живых существ, выражение эмоций и сущность эмоций. Теории эмоций (биологическая теория П.К. Анохина,    информационно – потребностная    теория П.В. Симонова). Роль лимбической системы в возникновении и осуществлении эмоций.

Сон и гипноз как специальные состояния мозга. Физиологическое значение сна в свете представлений И.П. Павлова и данных современной науки. Теории сна.

Современные представления о сне как части цикла “сон-бодрствование”, имеющего собственный аппарат осуществления,   работающий   на   основе   сложно – координированной работы активирующей и инактивирующей систем. Структура сна и его деление на “медленный” и быст­рый” сон.

Электроэнцефалографические корреляты различных стадий сна. Отдельные компоненты обеих систем, их связи и взаимодействие. Физио­логическое значение отдельных фаз сна и их роль в возникно­вении сновидений.

Возможно ли осуществление высшей нерв­ной деятельности во время сна? Гипноз как специальное со­стояние мозга и его объяснение с позиций теории И.П. Павлова и мотивационной теории эмоций.

Функциональное состояние как самостоятельная категория в структуре поведения. Нейроанатомия функциональных состояний. Электрофизиологические, двигательные и вегетативные проявления функциональных состояний.

Стресс, его виды. Общие закономерности и стадии развития стресса. Психо – эмоциональный стресс, причины возникновения, проявления, механизмы развития. Артериальная гипертензия как наиболее частое последствие психо – эмоционального стресса. Стресс – устойчивые и стресс – неустойчивые организмы. Профилактика стресса.

Тема IV. Интегративная деятельность мозга

Условный рефлекс как наглядный пример интегративной деятельности мозга. Простые и сложные формы поведения как выражение интегративной деятельности мозга. Динамиче­ская стереотипия как первое открытие сложных форм интегра­тивной деятельности мозга.

Сущность явления, изучение его в современных вариантах обучения животных в разных услови­ях. Условнорефлекторное переключение как пример сложной интегративной деятельности мозга. Понятие о фазических и тонических условных рефлексах, последние — как пример сложной анализаторно – интегративной деятельности мозга.

Со­временные представления о роли различных систем мозга в осуществлении интегративной деятельности.

Коммуникативные функции мозга и их роль в высшей нервной деятельности

Ритуализация и коммуникации в мире животных, не­вербальные формы коммуникации, ритуализации, конфликт­ные отношения, управление поведением в зоособществе одно­го и того же и разных видов, явление компромиссов в мире животных, оптимизация поведения как результат эволюции разных форм поведения. Вербальные формы коммуникации и их истоки, вторая сигнальная система у человека и ее связь с психическими процессами. Невербальные формы коммуника­ции у человека, коммуникационные процессы и латерализация функций мозга у животных и человека.

Сознание и самосознание у животных и человека

Существует ли сознание у животных? Определение сущности сознания и самосознания с позиций достижений со­временной нейрофизиологии. Мозг созидающий и мозг со­страдающий.

Социальные аспекты поведения, творчества, со­страдания, материальные аспекты реализации наиболее слож­ных форм поведения. Сознательное и бессознательное с точки зрения современного учения о высшей нервной деятельности.

Скрытые формы условнорефлекторного научения.

Индивидуальные типологические различия высшей нервной деятельности

Теории индивидуальности в историческом аспекте. Павловская классификация высшей нервной деятельности и деление ее на типы на основе учета силы, подвижности и урав­новешенности основных нервных процессов. Достоинства и недостатки метода в свете современных достижений науки.

Роль эмоционального фактора в определении индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности. Классификация индивидуальности на основе учета этого фактора. Физиолого-психологические классификации типологии человека совре­менной наукой. Темперамент в структуре индивидуальности.

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/fiziologiya-sensornyh-sistem-i-vysshej-nervnoj-deyatelnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.